Воздушное пространство


Возду́шное простра́нство, в праве — пригодная для полётов в атмосфере летательных аппаратов часть над территорией государства (в том числе внутренними водами и территориальным морем). Международные договорённости признают государственный суверенитет воздушного пространства, но не распространяют его на космическое пространство.

Граница между воздушным и безвоздушным пространством чётко не выделена, ни Парижская конференция в 1919 году, ни Чикагская конвенция 1949 года не определили верхнюю границу их применимости[2]. Не указал такой границы и Договор о космосе, согласно которому суверенитет государств в космосе распространяется только на непосредственно запущенные ими космические объекты.

Типичным определением воздушного пространства является применимость его для полётов самолётов, что приводит к верхней границе на высоте по крайней мере 21 км[3]. Требования о «взаимодействии с воздухом» в определении самолёта в версии ИКАО приводят к тому, что возможность полёта самолёта на высоте более 60 км «маловероятна»[4].

Специализированные самолёты, вроде Lockheed U-2 и Lockheed SR-71 могут летать на высоте до 26 км, в «серой зоне» между воздушным пространством и космосом, по выражению Кинга[5]. Динамический потолок истребителя-перехватчика МиГ-31 достигает высоты 30 км.

Для регистрации спортивных достижений авиаспортивная Международная авиационная федерация (FAI), нижней границей космического пространства определило линию Кармана, высоту 100 км над уровнем моря. Американский аэродинамик Теодор фон Карман в 1957 году опубликовал диаграмму с теоретико-эмпирической оценкой предела высоты полёта самолёта, на которой он должен обеспечить аэродинамическую подъёмную силу, не превысив первую космическую скорость, которая сама по себе лишит самолёт веса и нужды в подъёмной силе.

В Российской Федерации — деятельность, касающаяся воздушного пространства государства, регламентируется Воздушным кодексом Российской Федерации[6] — России.