Люди-собаки


Люди-собаки, англ. Dog Men (на шайеннском языкеHotamétaneo'o, где hótame — собака, -tane — персона, человек)[1] — первоначально один из семи военных мужских союзов у индейского народа шайеннов, в XIX веке стали отдельной общиной народа. В историю американского Запада вошли также как Солдаты-собаки (англ. Dog Soldiers). В русcкоязычной популярной литературе используются эвфемизмыСолдаты-Псы и Воины-Псы[2] или сокращённый вариант — Собаки[3].

Люди-собаки были самым известным из военных обществ индейцев Великих Равнин. Предания шайеннов объясняют, как за ними закрепилось конкретное место в лагерном кругу, и что эта военная группа ранее представляла собой небольшое подразделение племени, о котором со временем почти забыли.

Так как Люди-собаки были образованы из представителей различных групп, члены этого общества могли жениться внутри своей группы, хотя в древние времена следили за тем, чтобы родственники все же избегали таких браков. Человек, решив присоединиться к этому обществу, тем самым порывал со своей прежней общиной и всей семьей переходил жить в лагерь Людей-собак.

Люди-собаки свои важнейшие церемонии проводили иногда отдельно от остальных членов племени. Их обычаи также имели отличия от обычаев других групп шайеннов.

Если наездник общества Люди-собаки ронял что-либо, он никогда не подбирал это. У каждого члена общества на груди висел свисток из кости с птичьего крыла, и когда он ронял какой-либо предмет, даже если во время возвращения с охоты у него соскальзывала на землю вся добыча, он не имел права спешиться и подобрать упавшее; нужно было дуть в свой свисток и продолжать ехать дальше. Таков был закон, и тот, кто видел, как член общества едет и свистит в свисток, мог подойти к нему и ударить плеткой его коня по голове, после чего хватал его за узду и подводил к уроненному предмету. В этом случае его владелец мог спешиться и забрать своё имущество. Но бывало и иначе, когда кто-нибудь просто подбирал то, что уронил член общества, и присваивал вещь себе.

В отдельных церемониальных шествиях за колонной Людей-собак следовал всадник, представитель другого общества — он подбирал и вёз всё то, что члены общества роняли по пути. Два члена общества были известны как Чёрные Собаки. Когда Люди-собаки собирались на танец и не могли найти достаточно пищи для пира, обычай предписывал раскрасить одного из них полностью в чёрный цвет, одеть его в танцевальный костюм и отправить в сопровождении двух слуг по лагерю. В первую очередь он направлялся к типи ближайшего вождя, садился у дверей и поворачивался то в одну, то в другую сторону, подражая собаке, виляющей хвостом и выпрашивающей что-нибудь поесть. Одновременно он дул в свой свисток, чтобы привлечь внимание обитателей типи. Когда последние давали ему немного пищи, он переходил к следующей палатке вождя и там повторял всё снова. Слуги несли то, что ему выделили вожди, и когда пищи было достаточно, все трое возвращались обратно в типи Людей-собак и устраивали пир.