Волгодонская (станция)


Волгодо́нская — железнодорожная станция Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги на линии Куберле — Морозовская. Находится в городе Волгодонске Ростовской области.

В 1940-х годах вблизи современных Цимлянска и Волгодонска началось строительство Цимлянской ГЭС. Масштабные работы по возведению плотины требовали доставки огромного количества грузов и строительных материалов, а также десятков тысяч рабочих, преимущественно[источник не указан 259 дней] заключённых ГУЛага. Возможности водного транспорта были сильно ограничены летом из-за обмеления Дона выше Северского Донца. Ближайшая к месту стройки автомобильная дорога Новочеркасск — Сталинград не имела твёрдого покрытия и не годилась для пропуска большого потока транспорта. Единственным решением транспортной проблемы стало строительство железной дороги[2].

Ближайшими к строительной площадке железнодорожными линиями были Сталинград — Лихая и Сталинград — Куберле. На подготовительном этапе участок Лихая — Сталинград был сделан двухпутным. На нём в качестве отправного пункта была выбрана станция Морозовская, на которой действовало паровозное депо. На южной ветке для будущего железнодорожного узла выбрали станцию Куберле. Строительство участка от Куберле до Добровольской (ныне Волгодонской) было завершено весной 1950 года. Спустя два месяца, в июле 1950 года, станция Добровольская приступила к выполнению регулярных грузовых операций. Станция служила узлом переформирования грузовых составов и выполняла роль перевалочного пункта при этапировании заключенных. После выгрузки из вагонов, заключенных пешими колоннами вели в лагеря в сторону поселков Шлюзы и Новосоленовского[2].

Станция обслуживала строительные работы в порту, к ней была привязана база по обработке инертных строительных материалов, располагавшаяся в треугольнике между современными 1-й и 2-й Бетоными улицами. За весь период строительства в различные районы Цимлянского гидроузла и судоходного канала было доставлено 22 миллиона тонн грузов. Из них более четверти пришлись на Цимлянский гидроузел. 72,7 % грузов было доставлено железнодорожным транспортом[2].