Волжское пароходство


Волжское пароходство — одна из крупнейших российских судоходных компаний в сфере речных и «река-море» грузовых перевозок. Штаб-квартира компании расположена в Нижнем Новгороде.

Компания была основана в 1843 году, как Общество пароходства по Волге и, по собственным данным, является старейшим пароходством в России[1].

Январь 1923 года — создание Волжского государственного речного пароходства (Волжское госпароходство, ВГРП, Волжское управление речного транспорта, ВУРТ[2]) на основе Волжского областного управления водного транспорта (район деятельности — река Волга и её притоки). Состояло из трех управлений флотами (пассажирский, буксиро-сухогрузный и нефтеналивной) и пяти речных управлений: Камское, Бельское, Вятское, Окское и Астраханское[3]. С 1931 года создано Уральское районное управление, которое в том же году выделили вместе с Окским и Камским в самостоятельные пароходства[4].

В апреле 1948 года было создано Волжское грузо-пассажирское пароходство (ВГПРП) на базе флота и берегового хозяйства Верхне-Волжского, Средне-Волжского и Нижне-Волжского пароходств (которые были выделены, в свою очередь, в 1934 году из Волжского государственного речного пароходства)[4].

23 декабря 1954 года было создано крупнейшее речное транспортное предприятие СССР — Волжское объединённое речное пароходство (ВОРП), которое объединило Волжское грузо-пассажирское пароходство (г. Горький) и Волжское грузовое пароходство (г. Куйбышев) с общим центром в Горьком. К 1958 году пароходство получило 34 трёхпалубных теплохода проекта 588. С 1959 года с верфи ЧССР в г. Комарно[словац.] поступило 14 судов проекта 26-37, с верфи из Венгрии — двухпалубные теплоходы «Ангара» и другие теплоходы проекта 305. В 1970-е годы пассажирский флот пополнился судами повышенной комфортабельности «Максим Горький», «Александр Пушкин» и «Лев Толстой» австрийской верфи Österreichische Schiffswerften AG; «Советская Россия» и другие восточногерманской верфи Эльбеверфт Бойценбург, «Валериан Куйбышев» и другие комарнинской верфи ЧССР[5]. В конце 1980-х годов пассажирские перевозки пароходства достигли показателя 50 млн пассажиров ежегодно. В начале 1990-х годов пассажирский флот ВОРП насчитывал около 80 пассажирских судов, в том числе 24 четырёхпалубных лайнера повышенной комфортабельности и более 150 судов на подводных крыльях.

В марте 1999 года пароходство прошло процедуру акционирования и было переименовано в АО «Судоходная компания „Волжское пароходство“»[6].