Воронеж I


Воро́неж I — узловая железнодорожная станция Лискинского региона Юго-Восточной железной дороги, находящаяся в городе Воронеже Воронежской области. Станция является главным вокзалом города.

Станция была открыта в 1867—1868 годах как конечный пункт железнодорожной линии Козлов (Мичуринск) — Воронеж. 20 декабря 1867 года прибыл первый пробный поезд, в этом же году началось строительство вокзала. 30 января 1868 года состоялось торжественное открытие железнодорожной станции и дороги. 1 февраля отправление 1-го поезда Воронеж — Москва[2].

Во время оккупации Воронежа немецко-фашистскими захватчиками (июль 1942 года — 25 января 1943 года) здание вокзала было взорвано.

Современное здание было построено в 1954 году по проекту московского архитектора Скаржинского под руководством действительного члена Академии архитектуры СССР Каро Алабяна. Оно расположено параллельно платформам и представляет собой двухэтажное сооружение, в центре которого находится возвышенная часть с главным вестибюлем. В сторону путей она оформлена большой остеклённой аркой, в центре которого размещается большой стеклянный витраж, а в сторону площади — подковообразным выступом фасада[3].

Над пилястрами центрального и боковых ризалитов, выше карниза, со стороны площади установлены скульптуры (скульптор В. Ф. Буримов), усиливающие ритм вертикалей, являющимися композиционной основой образа вокзала. В 1996 году бетонные фигуры, пришедшие в негодность, были заменены на копии из листовой меди (скульпторы Э. Н. Пак, И. П. Дикунов)[3].

Несмотря на свой малый для наших дней размер, вокзал благодаря хорошим пропорциям, чёткой прорисовке деталей и светло-жёлтой окраске имеет парадный и монументальный вид. Интерьеры главного вестибюля, залов ожидания, ресторана и касс оформлены с использованием естественного и искусственного мрамора, лепнины и скульптурных деталей и имеют торжественный и строгий вид[3].