Восковой цилиндр


Цилиндр (в общем случае, не только восковой) является старейшим аудионосителем в истории. Цилиндры использовались в виброскопе Томаса Юнга, фоноавтографе Леона Скотта и, наконец, в фонографе Томаса Эдисона[1]. Коммерческое их использование начинается с изобретения Эдисоном фонографа в 1877 году и заканчивается в 1929 году, когда цилиндры для фонографов перестали производиться[2]. С 1894 года цилиндр начинает сталкиваться с конкуренцией со стороны диска, используемого изобретённым Берлинером граммофоном. Граммофонный диск в конечном итоге выиграет состязание и останется стандартным аудионосителем на музыкальном рынке вплоть до 1940-х годов, после чего будет вытеснен виниловым диском[1] (на 45 и 33 оборота в минуту).

Одной из основных проблем для коммерческого использования цилиндров была трудность их серийного производства. Записывать цилиндры приходилось ремесленным способом (вручную), на что уходило много времени и денег. Каждый цилиндр выходил отличным от другого; два цилиндра с одной и той же музыкой в исполнении одного и того же исполнителя могли иметь значительные различия в качестве.[1]. Для разрешения этих трудностей были изобретены различные технологии, как, например, отливка цилиндров с записью по матрице (форме) и метод пантографической записи, который использовала компания «Пате», позволявший записывать пять одинаковых цилиндров одновременно [1]. При отливке сначала использовались довольно примитивные технологии, потом стало применяться прессование. Кроме того, в 1902 году Эдисон разработал технологию «золотой матрицы», использовавшую электролитический процесс[1].

На протяжении лет в производство цилиндров были введены и другие технические инновации – например: цилиндры небьющиеся, сделанные из целлюлозы и других материалов; цилиндры большей длительности звукозаписи, между 4 и 6 минутами. Эти инновации добрались до дисков только 50 лет спустя[1]. Кроме того, после выскабливания воска цилиндры можно было использовать повторно (что создало вторичный рынок выскобленных цилиндров, где их можно было приобрести для домашней записи)[1]. Эти нововведения вкупе с определенными преимуществами цилиндров (например, отсутствие проблемы замедления звукозаписывающей иглы ближе к центру) показывают, что цилиндры проиграли дискам роль стандартного аудионосителя для музыкальной индустрии не из-за «худшего качества звука», а из-за нововведений, введённых дисками в процесс производства и коммерческого использования[3]. Например, диски позволили перейти от полуремесленного метода производства (который использовался для цилиндров) к массовому промышленному[3]. Кроме того, на середину диска можно было наклеить печатную этикетку, а качество звука с каждого оттиска оставалось почти неизменным, отчего диск больше подходил под роль массового продукта и товара, привлекательного для потребителя [3].