Воскресенский собор (Арзамас)


Собо́р Воскресе́ния Христо́ва (Воскресе́нский собо́р) — православный храм в городе Арзамасе Нижегородской области, второй кафедральный собор Нижегородской епархии Русской православной церкви. Стоит на холме, занимая доминирующее положение в ансамбле Соборной площади. Воздвигнут в благодарение Богу за победу в Отечественной войне 1812 года.

К приходу собора также относятся 2 иных храма на Соборной площади Арзамаса: церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (зимняя), церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (крестильная, возведена в 2002 году)[1].

По преданию, на месте нынешнего собора была первая в Арзамасе церковь во имя Архистратига Михаила, возведённая при основании города в половине XVI века. В XVII веке вместо обветшавшего храма был выстроен новый, во славу Воскресения Христова, также деревянный (впоследствии он был перенесён в деревню Костылиху, где находится по сей день). Вместо деревянного собора в 1742 году был возведён каменный пятиглавый храм в честь Воскресения Христова с приделом в честь великомученика Иоанна Воина.

Постройка нынешнего здания собора — в благодарность Господу Богу и воспоминание избавления Церкви и Державы Российской «от нашествия галлов и с ними двадесяти язык» — началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса Михаила Коринфского, мастера позднего классицизма, ученика архитектора Андрея Воронихина. Строительство продолжалось 28 лет. На здание ушло 5,5 млн штук кирпича, 1000 кубических метров бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.

Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи Александра Ступина — Осипом Семёновичем Серебряковым и его сыном Александром. Иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с резьбой. Царские врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах, — работы профессора живописи Николая Алексеева (зятя Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. «По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году архитектор-реставратор Николай Померанцев.

В 1932 году храм был закрыт для богослужения и в здании бывшего собора открыт в музей атеизма. Благодаря музею сохранились первозданный вид и внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.