Восприятие


Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) — система обработки чувственных данных, включающая бессознательную и сознательную фильтрацию. Чувственное познание окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным[2]. Содержание и качество восприятия иногда (но не всегда) можно изменить с помощью целевого внимания.

Согласно философии эмпиризма, восприятие состоит из ощущений или, в более поздней версии этой философии, из так называемых чувственных данных (Дж. Мур, Б. Рассел и др.)[2]. Трактовка ощущений как элементарных «кирпичиков» психического получила особое распространение в ассоциативной психологии[3]. Философская критика тезиса о возможности построения восприятия из ощущений или чувств была осуществлена, в частности, Г. Райлом и М. Мерло-Понти. В психологии XX века произошёл отказ от трактовки восприятия как соединения атомарных чувственных содержаний (ощущений); восприятие стало пониматься как целостное и структурное. Согласно современному психологу Дж. Гибсону, восприятие — это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается. Понятое таким образом восприятие презентует субъекту те свойства внешнего мира, которые соотносятся с потребностями субъекта и выражают возможности его деятельности в данной реальной ситуации. Согласно У. Найссеру, извлечение информации происходит на основе имеющихся у субъекта схем различных предметов и мира в целом. Большинство из этих схем приобретается в процессе опыта, но есть и исходные схемы, которые являются врождёнными. Подобные идеи были высказаны также представителями когнитивной психологии, которые полагают, что восприятие — это процесс категоризации воспринимаемого, то есть отнесения воспринимаемых предметов к тому или иному классу (категории) объектов, начиная с таких категорий, как стол или дерево, и заканчивая такими, как предмет, причинность и так далее. Некоторые из этих категорий являются продуктом опыта, другие являются врождёнными[2].

Часть психологов продолжает рассматривать восприятие как синтез ощущений[4], при этом ощущения трактуются как возникающие в результате непосредственно чувственного познания субъективные переживания силы, качества, локализации и других характеристик воздействия стимулов на органы чувств[3].

Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.


Куб Неккера и вазу Рубина[en] можно воспринимать более чем одним способом.
Люди способны очень хорошо догадываться о лежащей в основе категории 3D-формы / идентичности / геометрии, учитывая силуэт этой формы. Специалисты по компьютерному зрению смогли построить вычислительные модели для восприятия, которые проявляют сходное поведение и способны генерировать и восстанавливать разумные 3D-формы из одномерных или многомерных карт глубины или силуэтов[1]
Закон закрытия. Человеческий мозг имеет тенденцию воспринимать полные формы, даже если эти формы являются неполными.
Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.