Восстание чешских сословий


Восстание чешских сословий (чеш. České stavovské povstání) — антигабсбургское восстание в Чехии в 16181620 годах, вызванное обострившимися религиозно-политическими противоречиями между чешскими сословиями (панским, рыцарским и мещанским), с одной стороны, и королями из династии Габсбургов, с другой. Восстание закончилось поражением антигабсбургских сил в битве на Белой Горе, в результате которого власть Габсбургов над Чехией была восстановлена. Восстание чешских сословий стало началом более масштабного конфликта — Тридцатилетней войны.

Сословно-представительная монархия в Чешском королевстве окончательно сложилась в XV веке в период ослабления королевской власти при династии Ягеллонов. Политическим влиянием обладали панское, рыцарское и городское сословия (в Моравии ещё и духовное), которые принимали участие в осуществлении законодательной, исполнительной и судебной власти. Главным сословно-представительным органом был Генеральный сейм, одновременно с которым в каждой из земель Чешской короны действовали собственные представительные органы — земские сеймы. С середины XVI века главенствующую роль в политической жизни Чешского королевства заняло панское сословие. В религиозной сфере благодаря Базельским компактатам 1436 года, закрепившим в королевстве двоеверие, большинство населения и правящего сословия земель Чешской короны придерживалось утраквизма, а католицизм пришёл в глубокий упадок[1].

Перенос Рудольфом II столицы своей монархии из Вены в Прагу в 1583 году существенно усилил политические позиции чешского панства по отношению к австрийским магнатам, но при этом королевское правительство начало всестороннее поддерживать католическую знать и вытеснять утраквистов с высших государственных должностей. При пражском дворе окончательно сформировалась и укрепилась так называемая «испанская партия», состоящая из представителей католического чешского панства[2].

Политика Рудольфа ещё больше осложнила без того непростую религиозную ситуацию в королевстве. В 1602 году был возобновлён запрет деятельности религиозной общины «чешских братьев», установленный в 1508 году (т. н. «Владиславский мандат»), начались преследования членов общины. Активную роль в начавшейся рекатолизации приняли представители «испанской партии». Вскоре очередь дошла и до лютеран, причём рекатолизация стала набирать силу не только в Чехии, но и в других землях Чешской короны. 1603 году моравский земский гетман Ладислав Берка из Дубы начал открыто изгонять протестантских священников из их приходов и заменять их католическими клириками[3]. Центром рекатолизации в Моравии стала епархия Оломоуца во главе с кардиналом Франтишеком Дитрихштейном, воспитанником иезуитов, ставшим епископом в 1599 году по настоянию папы Климента VIII. Усилиями епископа Франтишека многие представители моравской знати перешли из утраквизма в католицизм (среди них гетман Ладислав Берка и будущие королевские наместники Вилем Славата и Ярослав из Мартиниц)[4].