Восьмерик на четверике


«Восьмерик на четверике» — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик (как правило, более низкий).

Изначально это архитектурное решение получило распространение в русском деревянном храмовом зодчестве. В конце XVII века прочно вошло в арсенал приёмов московского барокко. Сочетание контрастных форм придаёт храму устремлённость ввысь (динамизм — характерная черта стиля барокко).

Применительно к московскому барокко различаются несколько типов каменных церквей «восьмерик на четверике». Основной — отдельно стоящие многоярусные церкви, строившиеся в основном дворянами в своих подмосковных усадьбах. Для церквей этого типа характерно свободное расположение, широкие круговые обходы-гульбища. Неотъемлемым атрибутом зданий этого типа является совмещение церкви и колокольни в единой центрической композиции «иже под колоколы»: непосредственно над восьмериком устраивался открытый ярус звона. Церкви этой группы являются исходными для всех остальных вариантов композиции. Ниже представлены классические образцы, которые служили, вероятно, эталоном.