Впечатление. Восходящее солнце


«Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant) — картина Клода Моне, написанная в 1872 году с натуры в старом аванпорте Гавра и давшая название художественному направлению «импрессионизм»[1]. Сейчас находится в музее Мармоттан-Моне в Париже[2].

На картине изображен порт Гавра на рассвете. Две небольшие гребные лодки на переднем плане и красное Солнце являются центральными элементами. На среднем плане изображено еще несколько рыбацких лодок, а на заднем плане с левой стороны картины изображены клиперы с высокими мачтами. Позади них виднеются другие туманные фигуры, которые «не являются деревьями, а дымовыми трубами вьючных лодок и пароходов, а справа, вдали, вырисовываются силуэты других мачт и дымоходов на фоне неба». Чтобы показать эти особенности промышленности, Моне убрал существующие дома на левой стороне пристани, оставив фон незатененным[3].

После поражения Франции во франко-прусской войне 1870–1871 годов примером возрождения Франции стал процветающий порт Гавр[4]. Историк искусства Пол Такер предполагает, что контраст таких элементов, как пароходы и краны на заднем плане с рыбаками на переднем плане, отражает политический подтекст: «Моне, возможно, рассматривал эту картину с изображением коммерческого объекта как ответ на послевоенные призывы к патриотическим действиям и искусству, которое могло бы вести за собой. Хотя это поэма света и атмосферы, картину также можно рассматривать как оду мощи и красоте возрожденной Франции»[3].

Полотно впервые экспонировалось на выставке 1874 года в бывшей мастерской фотографа Надара. С лёгкой руки журналиста Луи Леруа название произведения стало именем направления, представители которого принимали участие в этой выставке. В своей статье «Выставка импрессионистов» (1874, газета Le Charivari) Леруа написал: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!»[5].

Холст экспонировался в парижском музее Мармоттан, откуда был украден в 1985 году вместе с другими работами художника, а также картинами Огюста Ренуара и Берты Моризо[6]. Полотно было обнаружено лишь пять лет спустя[7], в 1991 году вновь заняло своё место в экспозиции[8].

Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Что Моне действительно увлекало, так это природа.