Врождённые идеи


Врождённые идеи или иннатизм (лат. innātus «врожденный») — представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (напр., математические и логические аксиомы, нравственные начала)[1][2].

Истоки теории можно найти в концепции Платона «знании как припоминании» идей, которые душа будто бы созерцала до того, как она появилась на земле[3]. Весь чувственный мир, по мнению Платона, есть порождение вечных, ни отчего не зависящих «идей». В каждом человеке, говорил он, со дня его рождения заложены истинные знания, которые, затем только как бы оживляются под воздействием внешних ситуаций[4].

С появлением христианства мыслители, такие как Августин, развили теорию о том, что Бог непосредственно «вкладывает» вечные идеи в душу человека.

Дальнейшее развитие теории идей произвёл Декарт[5]. Побудило его к этому противоречие в его философской концепции, где при рассмотрении независимых друг от друга мыслящей и протяжённой субстанций возникал вопрос, как человеческий разум (относящийся к субстанции мыслящей) может знать что-то о внешнем физическом мире[6]. Этот вопрос Декарт решил (а в какой-то степени обошёл), введя особую категорию «врождённых» знаний, которые никак не зависят от внешнего опыта и принадлежат разуму изначально[7][8].

Первым подверг жесточайшей критике это учение английский философ Дж. Локк, отвергший учение о врождённых идеях, как единственном источнике всех идей и доказал, что идеи возникают у человека под воздействием внешних вещей на органы чувств. Ум новорожденного, говорил он, — это чистая доска, на которой можно писать всё, что хочешь. Однако, Локк не был последователен в борьбе против учения о врождённых идеях, так как допускал и такой источник происхождения идей, как внимание, направленное на деятельность души[9].

В эпоху Просвещения в философии разгорелась настоящая битва по вопросу о врождённых идеях, расколовшая философское сообщество на два лагеря (условно «рационалистов» и «эмпиристов»). В какой-то мере вопрос прояснил Кант, рассматривая возможность появления новых знаний без обращения к опыту (то есть, априорных).