Всемирный потоп


Всеми́рный пото́п — широко распространённый среди народов мира и в ряде религиозных текстов рассказ о широкомасштабном наводнении, которое стало причиной гибели почти всех людей. В соответствии с этим рассказом, Бог или боги (в сказании об Атрахасисе) насылают на людей потоп в наказание за неверие, нарушение законов, убийство животных и т. п. или без указания причины (в древнемесопотамских сказаниях)[1].

Проблема связи рассказа о потопе с реальными наводнениями, а также изменениями уровня Мирового океана в исторический период остаётся спорной.

Однако такие сказания практически отсутствуют в Африке (кроме занесённых европейскими миссионерами), Восточной, Центральной и Северной Азии и редки в Европе (встречаются в Древней Греции, Уэльсе, среди литовцев, трансильванских цыган и манси)[2].

Текст шумерской поэмы о потопе, найденной при раскопках Ниппура, был опубликован Арно Пёбелем в 1914 году. Две трети текста на единственной известной табличке разрушено, и содержание поэмы можно реконструировать лишь по аналогии с аккадскими поэмами, хотя шумерская версия могла и отличаться от них (сохранившийся текст предположительно датируется временем I династии Исина).

В начале рассказывалось, как бог ниспослал людям сути (ме) и основал пять городов. Затем упоминается совет богов. Рассказывается, что благочестивый царь Зиусудра (по другому варианту чтения — Зиудзудду), жрец бога Энки, подслушивает обращённую к стене храма чью-то речь (вероятно самого Энки), рассказывающую о том, что на совете богов, по требованию Энлиля, решено было устроить великий потоп. После лакуны описано, что потоп длился семь дней и семь ночей, после чего Зиусудра вышел из своего корабля и принёс в жертву быков и овец.

Последний отрывок сообщает, что Зиусудра падает ниц перед Ану и Энлилем, и те клянутся, что возродят жизнь на земле. Они дают Зиусудре вечную жизнь и поселяют его в стране Дильмун на восходе солнца[3].


Всемирный потоп. Айвазовский И. К. 1864 г.
Всемирный потоп. Фреска в Сикстинской капелле, Микеланджело. 1512 г.
Часть Эпоса о Гильгамеше
Генеалогическое древо Ноя после всемирного потопа. Карта Дж. Хильтона, 1749 год
Разрушение мира водой; иллюстрация Гюстава Доре
Гюстав Доре. Сцена потопа. Иллюстрация к Библии.
Ной, книжная иллюстрация, 1913 г.
Девкалион, держащий свою жену. Поль Мерварт. 1881 г.
Девкалион и Пирра. Иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия. 1562 г.
Чёрное море в наше время (голубой цвет) и в начале VI тыс. до н. э. согласно гипотезе Райана-Питмена