Всемогущество


Всемогу́щество, всесилие — неисчерпаемая сила, не имеющая никаких мыслимых ограничений, другими словами, сила, имеющая безграничные возможности. Монотеистические религии обычно приписывают всемогущество только Богу.

В философии большинства западных монотеистических религий всемогущество является одним из божественных атрибутов, таких как всеведение, вездесущность и благость.

Среди людей различных конфессий или даже одной и той же веры термин всемогущий используется для обозначения различных представлений о природе этого свойства. Вот наиболее распространённые:

Для многих философских определений понятия «Бог» можно показать, что значения 2, 3 и 4 равнозначны. Однако, во всех представлениях подразумевается, что Бог способен вмешиваться в наш мир, изменяя законы физики, ибо они не часть его сущности, а лишь принципы, по которым он создал материальный мир. Хотя некоторые современные богословы (такие как Джон Полкинхорн) придерживаются мнения, что нарушение своих собственных законов противоречит сущности Бога, поэтому он может их изменить только при наличии очень веской причины[3].

Фома Аквинский признал трудность понимания божьей силы. Он писал, что хотя «все верят во всемогущество Бога… представляется трудным объяснить, в чём именно это всемогущество заключается». В понимании схоластиков всемогущество накладывает некоторые ограничения на возможности Бога, то есть его сила не бесконечна. Есть некоторые вещи, которые не может сделать даже всемогущий Бог. Средневековые богословы обратили внимание на некоторые довольно тривиальные примеры ограничений Его силы. Высказывание «Бог может всё» имеет смысл, только если подразумевать дополнительное условие «что может быть сделано с помощью Его совершенной силы». Этот стандартный схоластический ответ допускает то, что некоторые обычные возможности Его созданий, такие как ходьба, доступны людям, но не Богу. Но это означает не преимущество людей перед Богом, а, наоборот, дефект их возможностей. Способность грешить, например, — это как раз такой дефект (человеческая слабость). В ответ на вопрос о том, может ли Бог совершать невозможные вещи (например, создать круглый квадрат), Аквинский говорит: «Ничто внутренне противоречивое не входит во всемогущество Бога.» [1]

Однако тут возникает сложность введённого ограничения Фомой Аквинским, где с точки зрения внутреннего не противоречия в действиях Бога сложно понять христианскую концепцию боговоплощения то есть, когда Бог стал человеком.