Вторая книга Маккавейская


Втора́я кни́га Маккаве́йская — в православии и католицизме ветхозаветная библейская книга, отсутствующая в еврейской Библии (Танахе) и не входящая в Ветхий Завет в протестантизме. В Русской православной церкви относится к неканоническим книгам[1], в католицизме — второканоническим, в иудаизме и протестантизме — апокрифическим[2]. В католицизме признана богодухновенной, в православии — небогодухновенной (но полезной и назидательной).

Данный текст не является продолжением первой книги Маккавейской, а дополнением к ней и описывает события, относящиеся к 175—161 гг. до н. э.[3][4] Если первая книга Маккавейская представляет собой почти документальное повествование, то вторая книга изобилует драматическими эпизодами, диалогами, описанием чудес, произошедших при изгнании Селевкидов и эллинистов из Иудеи и образовании независимого царства Маккавеев.

Во второй главе говорится, что данный текст представляет собой сжатый пересказ изложенного в пяти книгах рассказа некоего Иасона Киринейского. Написана на древнегреческом языке[3]. В первой главе указывается дата — 188 год эры Селевкидов (то есть 124 год до н. э.) (2Мак. 1:10), что позволяет отнести время написания книги примерно к 100 году до н. э.[5] или не позднее 63 года до н. э.[4]

В книге описывается мученичество семи святых мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елеазара (2Мак. 6:18-7:42).

Иудеи Палестины пишут письмо своим единоверцам в Египет о необходимости соблюдения праздника кущей. При этом они рассказывают о проблемах, которые были в 169 году эры Селевкидов, однако разрешились к 188 году. Подробно описывается гибель Антиоха Епифана в храме Нанеи, что воспринимается как кара Божья. Далее авторы текста приводят два важных рассказа, более нигде не встречающиеся в Библии. Первый о Неемии, который нашёл воду в колодце, где некогда жрецы из Иерусалима пытались сохранить храмовый огонь. Когда Неемия облил густой водой камни жертвенника, то вспыхнул огонь. Но от воссиявшего света, исходившего от жертвенника, пламя погасло. Узнав об этом, царь Персии приказал объявить это место священным. Это место прозвали Нефтай, что значит очищение.

Другой рассказ о том, что Иеремия приказал Скинии и Ковчегу Завета идти на гору, откуда некогда Моисей видел всё наследие Божее. Здесь Иеремия спрятал указанные предметы в пещере. Своим спутникам пророк сообщил, что указанные предметы будут явлены в день, когда Израиль наконец-то соберётся воедино.