Второй Эфесский собор


Второй Эфесский собор — собор Церкви, созванный в Эфесе 8 августа 449 года императором Византии Феодосием II в статусе Вселенского. Собор был созван императором по предложению патриарха Александрийского Диоскора вследствие не прекратившегося после Первого Эфесского собора (Третьего Вселенского) противостояния между представителями богословских партий миафизитов (александрийцев) и диофизитов (антиохийцев). Собор в Эфессе признавался Четвёртым Вселенским собором вплоть до смерти императора Феодосия и созыва собора в Халкидоне.

Второй Эфесский собор, как собор антидиофизитский, отвергается церквями халкидонитской традиции (Православная, Католическая церкви) и именуется ими «собором монофизитов». В греко-византийском православии и римском католицизме этот собор известен как «Разбойничий собор». В церквях миафизитской традиции (Древневосточные православные церкви), чьё богословие защищал Второй Эфесский собор, он не числится в списке признаваемых Вселенских соборов по причине отказа от него при подписании унии с диофизитами через Энотикон.

При открытии собора не стали ожидать посланцев папы Льва I, и Западную Церковь представляли некий изгнанный епископ Юлий (Julius) и диакон Гиларий, впоследствии Папа Римский. Присутствовало 127 епископов и 8 представителей епископов. Председателем был назначен патриарх Александрийский Диоскор, за ним в списке шёл вышеуказанный Юлий и затем Ювеналий Иерусалимский, стоявший выше Флавиана Константинопольского и Домна Антиохийского. От председательства были отстранены 7 епископов, в том числе Флавиан, отлучившие на Константинопольском Синоде архимандрита Евтиха (Евтихия) за отказ признать две природы Христа.

Сначала было оглашено воззвание императора Феодосия. Представители Папы предложили огласить привезённое ими письмо, в котором Лев I ссылался на догматическое послание к Флавиану, которое предлагал собору принять в качестве правила веры. Но Диоскор вместо этого зачитал письмо к императору, предписывающее явиться на собор антинесторианскому фанатику Бар Сауме (Barsumas). Диоскор заявил, что вера — не тема для обсуждения, а обсуждать на соборе надо события. Он был провозглашён защитником веры. Явившийся Евтих доложил, что ничего не добавлял к Никейскому Символу веры и ничего не отнял. Обвинителю Евтиха, Евсевию епископу Дорилеи (Eusebius of Dorylaeum), не дали слова. Далее Диоскор, не обращая внимание на протесты представителей Папы (послание Льва I так и не было оглашено), начал зачитывать акты суда над Евтихом (целиком — от начала до конца). Собор порешил, что учение о двух природах Христа есть несторианство, а Евтиха оправдал 114 голосами, из которых 3 — его бывшие судьи. Потом было доложено прошение от монастыря Евтиха, отлучённого в полном составе. Собор их простил.