Ленинградский высший художественно-технический институт


Вы́сший худо́жественно-техни́ческий институ́т (сокр. ВХУТЕИН) — названия трёх высших художественных учебных заведений:

С 2014 года в Санкт-Петербурге располагается в историческом здании Главного управления Уделов на Моховой, 40. «ВХУТЕИН» был возрожден Санкт-Петербургским Союзом дизайнеров и получил государственную лицензию и аккредитацию образовательных программ от Минобра РФ.

Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году было преобразовано в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ), в 1921 году переименованы в Петроградские высшие государственные художественно-учебные мастерские (ВХУТЕМАС).

В 1930 году московский ВХУТЕИН был закрыт, а вместо него были образованы Московский архитектурный институт, Московский государственный академический художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова) и Московский полиграфический институт (ныне — Московский государственный университет печати).

На базе ленинградского ВХУТЕИНа-ЛВХТИ в апреле 1930 года был организован Институт пролетарских изобразительных искусств (ИНПИИ), в 1932 году преобразованный в Институт живописи, скульптуры и архитектуры.

В Петрограде осенью 1918 года в бывшей Императорской Академии художеств также был объявлен прием для всех желающих в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Тогда же состоялись выборы профессоров — руководителей мастерских. Ими стали академические художники А. Т. Матвеев, А. А. Рылов, А. И. Савинов, Л. В. Шервуд. Были избраны и представители «левых»: А. А. Андреев, Н. И. Альтман, позднее — М. В. Матюшин, В. Е. Татлин. Представители «революционного авангарда», естественно, были недовольны присутствием в свободных мастерских академических художников старой школы. По их настоянию на заседании Совета Академии в ноябре 1921 г. обсуждался вопрос «О включении левых течений в искусстве в план работы Академии». Были подготовлены два проекта резолюции, один, от имени левых художников представил В. Е. Татлин, второй, от остальных — архитектор А. Е. Белогруд. Большинством голосов приняли вторую резолюцию, и в решении записали: «Организационный план учебной жизни Академии художеств, имеющий целью дать высшее художественное образование, не может быть поставлен в зависимость от каких-либо течений или направлений в искусстве. Новые проблемы, выдвигаемые течениями или направлениями в искусстве, могут быть предметом изучения лишь в исследовательских институтах или мастерских».