Выборы глав субъектов Российской Федерации


Выборы глав субъектов Российской Федерации (официально — «выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации», неофициально — «выборы главы исполнительной власти», «губернаторские выборы» и т. п.) — процедура прямого, тайного и всеобщего голосования по определению глав (первых лиц) республик, краев, областей, городов федерального значения и автономной области, являющихся субъектами Российской Федерации. Данные выборы проходят в России начиная с 1991 года, с перерывом на 20062011 годы.

Выборная должность в разных регионах и в разные периоды именовалась по-разному: президент, глава республики, председатель правительства, губернатор, глава администрации, мэр, глава города и т. п.

Впервые Выборы глав субъектов были проведены 12 июня 1991 года в городах Москве и Ленинграде и Республике Татарстан одновременно с выборами президента РСФСР. В период с 1991 по 1996 год проводились эпизодически в некоторых регионах — должность президента была введена не во всех республиках, а главы администраций большинства краёв, областей и т. п. назначались Президентом.

Ситуация изменилась в 1996 году, когда Конституционный суд России, рассматривая запрос губернатора Алтайского края о конституционности положений Устава Алтайского края, признал, что глава администрации края не может назначаться законодательным собранием, а должен избираться населением[1]. Кроме того, в Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации было включено положение о необходимости завершения выборов глав исполнительной власти до конца 1996 года. В 1999 году в новом законе закреплён термин «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации». В этот же закон был включён запрет одному и тому же лицу избираться более двух раз подряд — однако, вскоре в него были добавлены оговорки, позволившие практически всем главам обойти это ограничение.

В период с 1996 по 2004 год выборы глав субъектов проводились во всех регионах России, за исключением Дагестана (где всенародные выборы должны были состояться лишь в 2006 году, но были отменены из-за изменения федерального законодательства), с периодичностью, как правило, 4 — 5 лет. Порядок проведения выборов регулировался как федеральными, так и региональными законами. Выборы проходили не синхронно, и не существовало каких-либо универсальных сроков проведения выборов, избирательная кампания длилась от 3 — 4 месяцев до полугода. Эти выборы привлекали значительное число специалистов (в первую очередь — по избирательным технологиям), которые перемещались из региона в регион, предлагая свои услуги кандидатам и их избирательным штабам.