Выйская плотина


Вы́йская плоти́на (также Нижне-Выйская плотина) — гидротехническое сооружение на реке Вые в Качканаре. Разделяет Нижне-Качканарское водохранилище и Выйский отсек шламохранилища Качканарского ГОКа.

Для обеспечения водой строящегося Качканарского ГОКа и будущего города требовалась организовать водохранилища. 27 мая 1957 года началась вырубка просеки от посёлка Валериановска в сторону Долгой горы для расчистки места под будущую плотину. В июле 1958 года была произведена разметка и установлены реперы будущей плотины и водоспуска[1]. В ноябре 1959 года на базе Качканарского строительного управления «Уралспецстрой» было создано управление по строительству гидротехнических сооружений. 16 марта 1960 года его пополнили 30 инженеров-горняков, окончивших Исовский геологоразведочный техникум[2][3].

По итогам проведённых расчётов для строительства плотины было принято решение использовать метод мелкошпурового взрывания, чтобы не нарушить целостность пород. В течение 1959—1960 годов Выя была запружена плотиной с образованием Нижне-Качканарского водохранилища. Для строительства плотины использовалась местная скальная порода, для добычи которой к северу от будущей плотины был организован небольшой карьер. Строительные работы производились в основном в летнее время, общий объём уложенный материалов составил около 1,5 млн м³. На время строительства плотины для организации автомобильного сообщения была построена временная дорога восточнее будущей плотины, выходившая к насосной станции осветлённой воды[2][3].

В дальнейшем с развитием шламохранилища и строительством береговой дамбы восточнее Выйской плотины был сформирован Выйский отсек осветлённой воды, используемой в оборотном цикле водоснабжения комбината[3][4][5][6][7].

В феврале 1967 года началось строительство Верхне-Выйской плотины, которая образовала Верхне-Качканарское водохранилище, используемое для забора питьевой воды, снабжающей город Качканар[8].

В 1963 году было закончено строительство железнодорожных путей, проложенных по гребню плотины и связавших карьеры и дробильно-обогатительный комплекс комбината. 14 марта того же года первый тепловоз проследовал по плотине с пробным рейсом[9][10][11].