Выксунский металлургический завод


Вы́ксунский металлурги́ческий заво́д — россйиское предприятие чёрной металлургии, основанное в 1757 году. Производитель труб большого диаметра и железнодорожных колёс, входит в состав трубных заводов «Большой восьмёрки»[2]. Находится на территории города Выкса.

В начале XVIII века в окрестностях реки Выксы появились первые примитивные предприятия (родники-«дудки»), где велось кустарное изготовление железа. Промышленное развитие металлургии в этих краях связано с указом Елизаветы Петровны, которая «для охраны лесов от истребления» распорядилась закрыть ряд заводов на расстоянии двухсот вёрст от Москвы. В составленный Сенатом список попали и предприятия известных промышленников Баташёвых, и братья были вынуждены отправиться на поиски новых мест.

Окрестности Выксы в то время подходили для создания нового металлургического производства, где были созданы баташёвские и шепелевские заводы. Богатые залежи железной руды, близость к важной транспортной магистрали — реке Оке — и соседство с Нижегородской ярмаркой стали для Баташёвых определяющими факторами. В 1757 году завод начал выпускать чугун первый на новых землях — Унженский — завод Баташёвых, расположенный в Тамбовской губернии. Осваивание берегов Выксы и Велетьмы началось в 1765 году.

Строительство нового Верхне-Выксунского завода началось в 1766 году. В первый год работы он выпустил почти 5 тыс. тонн чугуна — значительный по тем временам объём. В 1783 году заводы были разделены между братьями: Андрею Родионовичу досталась Гусевская группа предприятий во Владимирской губернии, Ивану Родионовичу — Выксунская группа в Нижегородской губернии.

В период пугачёвского восстания часть заводчан поддержали повстанцев. Известные в Выксе рабочие семьи — Уховы, Коршуновы, Ястребовы, Ухарские, Раковы, Доронькины, Алехины, Рощины, Бойковы, Галкины — потомки уральских мастеровых, участвовавших в крестьянском восстании[3].

К началу XIX века во владении Баташёвых находилось 18 металлургических заводов, 14 из которых они построили сами. XIX век стал эпохой процветания и успеха баташёвских заводов. Иван Родионович Баташёв, выдав дочь Дарью замуж за генерал-лейтенанта Д. Д. Шепелева, назначил его управляющим имением и заводами. Зять повёл дело умело; при нём на заводах были установлены паровые двигатели. Дело продолжил Иван Дмитриевич Шепелев (1814—1865), при котором кричный способ плавки металла был заменён на прогрессивный пудлинговый.