Художественный вымысел


Художественный вымысел — плод творческого воображения автора художественной литературы, художественного фильма, телесериала или компьютерной игры, воплощающих его мировоззрение. Для художественного вымысла характерно отсутствие прямых соответствий как в реальности, так и в предшествующих произведениях искусства[1].

Художественное произведение подразумевает построение воображаемого мира, и, как правило, его вымышленность признаётся публично, поэтому его аудитория обычно ожидает, что оно каким-то образом отклонится от реального мира, а не будет представлено только персонажами, которые являются реальными людьми или событиями, которые на самом деле достоверны. Художественное произведение обычно понимается как не полностью связанное с реальным миром, что, следовательно, оставляет его темы и контекст, к примеру, его связь с реальностью, открытыми для различных интерпретаций. Персонажи и события в некоторых художественных произведениях могут даже существовать в своём собственном контексте, полностью отделенном от известной физической Вселенной.

Создание мира, миропостроение — это процесс построения воображаемого мира, иногда связанного с целой вымышленной вселенной[2]. Получившийся мир можно назвать сконструированным гипотетическим миром. Разработка воображаемого сеттинга с такими связными качествами, как история, география и экология, является ключевой задачей для многих писателей-фантастов. Миропостроение часто включает в себя создание карт, предыстории и персонажей.

Согласно определению, данному Роже Кайуа, к фантастическому относится всё, что не является точным изображением привычных предметов и живых существ[3][4][5].

Вымысел — ключевой (наряду с воспроизведением наблюдаемых фактов, использованием прототипов и исторических, мифологических и литературных источников) элемент искусства, основной способ художественного обобщения. По словам Максима Горького, художественность без вымысла «невозможна, не существует»[1]. Вымысел присутствует даже в произведениях, опирающихся на реальные события, касаясь отдельных мыслей, высказываний и действий персонажей[6]. Художественная образность обязательно сочетает в себе два компонента — условность (акцентированная нетождественность или даже противопоставление между изображаемым и реальностью) и жизнеподобие (стирание границ, создающее иллюзию тождества искусства и реальности)[7].