Вымышленный мир


Вымышленная вселенная[1], вымышленный мир — структурный элемент художественного произведения, определяющий его онтологию[2]:

Отнесение мира к категории вымышленных является предметом споров. Разногласия касаются как вымышленности мира в целом, так и его признаков. По мнению некоторых учёных, миры могут быть реальными, вымышленными и смешанными — вымышленными с элементами реальности (реалистичными — у Лема). В противоположность этому, Шмид, Долежел и другие категорически отказывают в праве существования смешанному миру, так как любой реальный элемент, оказавшийся в вымышленном окружении, становится собственным вымышленным аналогом. Допуская существование смешанных миров, к ним следует относить произведения, основанные на фактических событиях, но с вымышленными авторскими дополнениями[4].

Определяет вымышленность мира, по мнению литературоведов, либо сам автор (Серль), либо читатель (Жанетт), либо текст (Хамбургер). Последнее мнение пользуется наименьшей поддержкой среди специалистов, сходящихся в том, что объективных признаков вымышленности мира не существует. Для классификации мира предлагается использовать внешние проявления вымышленности, также разные с точки зрения разных групп специалистов: указание автора (Серль); намеренные умолчания, разрушение ориентировки, а также такие контекстуальные признаки, как публикация в рамках определённой серии или в определённом издательстве (Мартинес, Шеффель); «паратексты» — заголовки, посвящения, предисловия (Жанетт); использование прошедшего времени глагола для предстоящих событий (Хамбургер). К наиболее общим признакам вымышленности относят описание чужих мыслей, в реальном мире невозможное или высказываемое в виде предположений, и замкнутость мира произведения, не содержащего отсылок к неким реальным элементам, а использующего их внутренние вымышленные аналоги[4].

Станислав Лем расширяет эту классификацию, дополняя её понятием детерминизма: по его мнению, сказка имеет полную предопределённость, так как в ней добро всегда побеждает зло, и этим она отличается от реальности; миф, как разновидность сказки, также имеет предопределённость, но иного плана: действия героев подчиняются воле высшего рока, а не их собственным желаниям; фэнтези представляет собой современный вид сказки, в которой допускается отклонение от предопределённости и возникновение случайных факторов, препятствующих торжеству добра. При этом формальное отнесение произведения к жанру научной фантастики может не соответствовать его действительной классификации: многие якобы фантастические миры должны быть причислены к фэнтезийным или сказочным[5].