Высокое Возрождение


Высокое Возрождение (фр. La Haute Renaissance — период в истории итальянского Возрождения, «высший, классический этап искусства эпохи Возрождения в Италии (отчасти также в Германии, Франции) конца XV и первой четверти XVI века, отличающийся обобщённым, синтетическим характером художественных образов, выражающих идеи ренессансного гуманизма, возвышенным идеальным строем, монументальным величием и гармонией»[1].

Наименование «Высокое Возрождение» (нем. Hochrenaissance) впервые появилось в немецком языке в начале XIX века в качестве производного от понятия «высокий стиль» в живописи и скульптуре, введённого Иоганном Иоахимом Винкельманом[2]. В итальянском искусствоведении подобный термин отсутствует, вместо него используется хронологическое определение: чинквеченто (итал. cinquecento — пятисотые годы).

Хронологические границы Высокого Возрождения большинство исследователей при небольших различиях определяют от конца 1490-х годов, до первой четверти XVI века, отмеченной трагическим событием: разграблением Рима (итал. Sacco di Roma) в 1527 году ландскнехтами императора Карла V, в результате которого был нанесён значительный ущерб жизни «Вечного города»: многие храмы и дворцы были разграблены, жители убиты, художники и их покровители бежали. Так А. Раунч в книге «Искусство Высокого Возрождения и маньеризма в Риме и Центральной Италии» (Painting of the High Renaissance and Mannerism in Rome and Central Italy, 2007) утверждал, что Высокое Возрождение началось в 1490 году[3].

В. Н. Гращенков, предложил считать условной датой конца периода Высокого Возрождения в Риме 1520 год — год смерти Рафаэля[4]. Однако другие историки включают в эпоху Высокого Возрождения большую часть XVI столетия вплоть до смерти Микеланджело Буонарроти (1564), чем в значительной степени стираются границы между эстетикой эпохи Возрождения с одной стороны и эпохи маньеризма и барокко с другой. В результате в эпоху Высокого Возрождения включаются явления глубоко этой эпохе чуждые, а также «намечается тенденция рассматривать явления искусства Высокого Возрождения и маньеризма как два параллельных направления, сопутствующих друг другу в течение почти всего XVI века»[5].

Так или иначе в истории искусствознания существуют значительные расхождения в определении границ этой эпохи. В XXI веке, по мнению отдельных авторов, определение «Высокое Возрождение» воспринимается критически из-за неизбежного упрощения понимания развития искусства, основанного только на хронологических критериях, «игнорирования исторического контекста и сосредоточения внимания только на некоторых избранных, наиболее значительных произведениях»[6]. Тем не менее, несмотря на критику, это понятие остаётся одним из ключевых при стилевой атрибуции и критике художественных произведений[7].