Высоцкие (купцы)


Высо́цкие — московская купеческая династия еврейского происхождения, чаеторговцы. Главой рода был Высоцкий, Вульф Янкелевич, основавший знаменитую фирму «Чай Высоцкого». Он имел единственного сына Давида, продолжившего династию, и трех дочерей (в браке Цетлин, Гоц и Гавронская), чьи семьи стали пайщиками фирмы[1].

В 1911 году Николай II возвел Давида Вульфовича Высоцкого с женой и детьми его в почетное гражданство[1]. Его семья жила в особняке по адресу пер. Огородная слобода, д. 6[2], имели квартиру в Трубниковском переулке[3].

После революции из 4 ветвей рода в Париже осели Высоцкие, Цетлины и Гавронские, начала складываться семейная община. В Москве из внуков основателя фирмы оставались Абрам Гоц — лидер партии эсеров, эсер Александр Высоцкий (а также некоторые правнуки). В 1936 году после смерти старших родичей главой рода в эмиграции становится Михаил Осипович Цетлин. У Высоцких-Цетлиных оставались часть капитала в банках и плантации в Индии и на Цейлоне. В 1939 году немецкая авиации разгромила фабрики Высоцких в Гданьске, и Высоцкие-Цетлины бежали из Франции в США[1]. В последующие годы многие потомки Вульфа Высоцкого погибли в Холокосте. В настоящее время единственным предприятием некогда огромной компании осталась семейная фирма в Израиле, которую возглавляет потомок династии Шалом Зайдлер.

Цикл портретов семьи Высоцких оставил художник еврейского происхождения Леонид Пастернак[10], юный сын которого был безнадежно влюблен в дочь Высоцкого Иду. Эта история любви подробно описана в его автобиографической прозе «Охранная грамота» (1930), ей же посвящено стихотворение «Марбург». Другой отпрыск рода, будущий режиссёр Александр Гавронский, стал прототипом Сашки Бальца в пастернаковском романе в стихах «Спекторский».

Сближение Высоцких и Пастернаков было связано с устремлениями Давида Высоцкого как мецената. «Знакомство с художником Л<eонидом> Ос<иповичем> Пастернак<ом>, — вспоминает пианист Давид Шор, — направило внимание Высоцкого на живопись. Он стал покупать картины. И если он делал это, советуясь с художником, то приобретал недурные картины. <…> Он построил в своем особняке именно „галерею“, и она ко времени революции вся увешана была картинами русских художников. Все это носило характер любительства»[3].

Валентин Серов написал портрет сестры Давида — Анны Цетлин (ур. Высоцкой) и её невестки Марии. Последняя увезла их в эмиграцию, где оказалась вместе со своим мужем Михаилом Цетлиным. В 1959 году супруги подарили их в Музей русского искусства в Рамат-Гане (в XXI веке одна из картин была продана музеем). По воспоминаниям Марии Цетлиной, её свёкор Осип Цетлин очень хотел, чтобы Серов написал групповой портрет его семьи, в 1906 году даже предложив художнику за это тройной гонорар (однако Серов саботировал это предложение)[11].