Выстрел в упор


«В упор», или «Выстрел в упор» (англ. Point Blank) — американская криминальная драма, снятая в 1967 году британским режиссёром Джоном Бурменом по мотивам детективной повести «Охотник» Дональда Уэстлэйка (опубликована под псевдонимом Ричард Старк). Инициатором экранизации выступил исполнитель главной роли, Ли Марвин[1]. Фильм способствовал возникновению моды на неонуар и стал одним из первых произведений Нового Голливуда[2].

Это история человека из Лос-Анджелеса по имени Уокер (Ли Марвин, в книге его персонажа зовут Паркер), сурового и безжалостного. Уокера обманул и предал его друг Мел Рис (первая крупная роль Джона Вернона). Они вместе совершили ограбление инкассаторов, а затем Рис выстрелил в Уокера несколько раз, оставил его умирать в Алькатрасе и сбежал вместе с его деньгами и его женой.

Но Уокер выжил и отправился на поиски Риса. У своей бывшей жены он его не нашёл: по словам Линн, Рис ушёл от неё несколько месяцев назад, и с тех пор она не спит ночами. Уокер остаётся у неё, а утром находит Линн мёртвой — она приняла слишком большую дозу снотворного.

Затем Уокер узнаёт, что Рис теперь работает на «организацию» — крупный мафиозный синдикат. Уокер находит Риса, однако у того нет денег, их встреча заканчивается фатальным падением Мела с балкона пентхауса.

Теперь Уокер считает, что 93 тысячи долларов ему должны покровители Риса, и он находит их одного за другим, заручившись поддержкой некоего Йоста, у которого, похоже, свои счёты с мафией, а также втянув в свои дела Крис (Энджи Дикинсон), сестру умершей Линн. Но вот синдикат почти обезглавлен, в живых остался только один из его руководителей…

Визуальный ряд фильма сочетает в себе стилистику классического американского нуара и элементы европейской «новой волны»[3]: залитые солнцем панорамы и интерьеры, психологические приёмы, неожиданные сцены насилия, сложные ассоциативные ряды воспоминаний героев, резкая смена динамичности действия, необычные звуковые эффекты. Сближая жизнь и смерть, Бурмен показывает шизофреничность американских поздних 60-х, где пальба и скрежет разбивающихся автомобилей смешивается с громкой телерекламой и шумом миксеров и соковыжималок, где мафиозные боссы вынуждены вести себя как обычные менеджеры и почти неспособны к самозащите. Контрастный видеоряд картины, переходящий от тёмных эпизодов до ослепительно ярких и насыщенных кричащим цветом, способствует стиранию мелких деталей и концентрации внимания на главных, узловых элементах кадра; даже ночные сцены подсвечены, часто очень точечно и интенсивно. Первые десять минут фильма демонстрируют богатую палитру кинематографических приёмов, в частности ряд сцен, которые затем будут повторяться, в той или иной редакции, в течение всей продолжительности картины.