Вышиванка


Вышива́нка (белор. вышыванка, укр. вишиванка) — название традиционной славянской[1] национальной одежды с вышивкой. Термин широко используется по отношению к славянской традиционной рубашке[2]. Обычно вышиванку изготовляли из самодельного полотна, которое ткали на станке.

На протяжении исторического и культурного развития сложились наиболее уместные, с точки зрения практических и эстетических требований формы одежды, её крой, разнообразные методы и способы декоративного оформления. Среди них ведущее место занимает вышиванка. Она широко использовалась в народном костюме и в быту.

Вышивка славянского костюма богата и разнообразна. В орнаменте находили отображение местные особенности. Ею украшали женские и мужские сорочки, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. В современной украинской терминологии вышиванками принято называть не только сорочки с традиционными народными вышивками, но и другие фасоны украинской народной одежды. К числу таковых относятся блузы с вышивкой, платья-вышиванки, пояса-вышиванки и так далее. Именно в украинской моде данный наряд получил наибольшее распространение и популярность как современный вариант одеяния.

Искусство вышивки у славян своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников. В целом возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитьё одежды из шкур животных. За всё время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка. Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блёстки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами. Вышитые сорочки существовали во времена Киевской Руси, что подтверждается летописями, а также изображениями на фресках Софиевского собора в Киеве. Тесная взаимосвязь между славянскими народами имела влияние на русских мастеров и узоры вышитой одежды Киевской Руси, но в своей основе они оставались самобытными.

Знаменитый итальянский путешественник Жильбер де Ланнуа, дважды побывавший на территории тогдашнего Венгерского королевства — в 1412 и 1421 годах, — вспоминал, что рукавицы и шапки русинов были украшены вышивкой. С течением времени мастерство вышивания эволюционировало, приобретая новые черты. Народный опыт сохранил наиболее типичные и целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.