Вьючный транспорт


С давних времён для транспортировки (перевозки) какого-либо имущества использовался человек и животные (верблюд, мул, осёл, лошадь, олень[1], бык, слон, лошак[2] и другие).

Транспортировка осуществляется на спине животного при помощи вьюков и вьючных сёдел, для этого применяются лошади, мулы, верблюды, ослы, олени и другие животные. Является древнейшим известным человеку видом транспорта. Применяется как правило в горах, пустынях, лесистой и болотистой местности, там, где невозможно использовать другой транспорт (гужевой, автомобильный или воздушный), например, из-за бездорожья, характера местности, климатических условий или состояния погоды, а также в местностях со слаборазвитой экономикой[1]. Грузы, приготовленные для транспортировки на спинах животных, называются вьюками, а места для сидения человека — вьючными сёдлами.

Преимущество перед другими вьючными животными имеет верблюд благодаря своей величине, силе и способности довольствоваться самою скудною пищей и долго обходится без питья. На конец XIX столетия один верблюд, в зависимости от его возраста и физического состояния, мог нести вьюк от 8 до 13 пудов весом, и двигаться со скоростью три — четыре версты в час. Верблюжьи транспорты и караваны были обыденным явлением в южной Азии и в Африке, где кочевники не имели других способов перемещения грузов и людей.

Вьючный транспорт, для перевозки больных и раненых перевозившихся на особых вьючных носилках, использовался Русской армией во время японской войны[3].

В качестве тягловой силы наиболее эффективен верблюд, который может проходить 30 — 40 км в день при дальних переходах и переносить грузы массой до 50 % от своего веса[4]. Лошадь может перевозить груз более 1/5 своего веса, мул — не более 1/5 его веса[5].

Согласно Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах, знак запрещает движение гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных, а также прогон скота.