В пещере горного короля


«В пещере горного короля» (норв. I Dovregubbens Hall) — композиция из сюиты «Пер Гюнт» норвежского композитора Эдварда Грига к одноименной пьесе его соотечественника драматурга Генрика Ибсена. Первое исполнение драмы «Пер Гюнт» с музыкой Грига, куда входит и «В пещере горного короля», состоялось в городе Христиании (Осло) 24 февраля 1876 года[1].

Композиция является наиболее известным и узнаваемым произведением Грига и одной из самых популярных классических мелодий. Она не утратила популярности и в XXI веке.

Поскольку в пьесе эта композиция звучит при вступлении горного короля со свитой троллей в его тронную пещеру, она ассоциируется с троллями и прочими злыми духами гор, а также с мистикой и таинственной атмосферой вообще, чему способствует и ее чарующее звучание с перепадами темпа от тяжелых грозных шагов к захватывающему стремительному, вихревому, дикому полету.

«В пещере горного короля» начинается с основной темы, написанной для виолончели, контрафагота и контрабаса. Мелодия звучит в нижнем регистре, затем повышается на квинту (до тональности фа-диез мажор, которая является доминантой) и снова возвращается в прежнюю тональность. Тема начинается медленно, с каждым повторением все больше ускоряется — и в конце срывается в бурное престиссимо.

Согласно сюжету драмы, Пер Гюнт соблазнил дочь короля троллей. Во время звучания композиции свита короля требует расправы над вероломным человеком:

Композиция «В пещере горного короля» стала одной из самых узнаваемых классических тем[3]. Она пережила десятки обработок эстрадными исполнителями. Британско-американская рок-группа Rainbow исполняла ее как песню — Кэндис Найт написала текст на английском языке (Hall of the Mountain King), представляющий собой вольный пересказ фрагмента пьесы от имени горного короля[4][5]. Тема «В пещере горного короля» стала мотивом композиции немецкой рок-группы Helloween в альбоме Walls Of Jerico (1985). Песня посвящена увлечению человека игральными автоматами «Gorgar» (коммерческий вариант игры пинбол). Обработка этой композиции вошла также в альбом On the Third Day британской группы Electric Light Orchestra, вышедший в конце 1973 года.