ГАЗ-24


ГАЗ-24 «Во́лга» — советский автомобиль бизнес-класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1968[1][2] по 1986 год. Модель пришла на смену модели ГАЗ-21 «Волга», фактически став последним принципиально новым отечественным автомобилем данного класса ГАЗ, кузов которого послужил основой для модернизированной и рестайлинговой модели 3102 и паллиативных 31029/3110(5)[3][4]: ввиду непоявления современного для 1990—2000 годов кузова ― ГАЗ-3103[5].

Первые работы по созданию ГАЗ-24 были начаты в 1961 году, за которые взялся главный конструктор Горьковского завода Александр Невзоров. Проектированием внешнего вида занимались молодые дизайнеры Киреев и Циколенко. Интересно что с самого начала не было обрисовано четкой картины, каким должен быть будущий автомобиль с технической точки зрения. Поэтому одновременно разрабатывалось несколько вариантов новой машины и каждый из них — под разные двигатели (стандартный рядный 4-х цилиндровый, мощный V-образный 8-ми цилиндровый). Как и предыдущие модели ГАЗа, новая «Волга» была создана ориентируясь на американский автопром, так как в 1950—1970-е годы США прочно удерживали за собой статус ведущей автомобильной державы. Дизайн кузова давался инженерам очень непросто, происходили массовые споры, в том числе и с экономической точки зрения: ведь изначально «сверху» был спущен указ о том, чтобы просто «распрямить» одутловатый кузов ГАЗ-21 в угоду более модным строгим и лаконичным линиям середины-конца 60-х. Как бы то ни было, ходовые прототипы для испытаний были построены в 1962—1963 годах, а эталонные образцы — в 1964—1966. Уже 1967 году автомобили были продемонстрированы руководству СССР в Кремле, где и получили одобрение на массовое производство. Однако, из-за начала арабо-израильских войн, старт начала выпуска новой легковой модели ГАЗовцы были вынуждены отложить, в угоду выпуска грузовиков и бронетранспортеров. Мелкосерийная сборка стартовала лишь в середине 1968 года (32 машины), массовое производство же приурочили к юбилею В. И. Ленина — 1970 год, когда было собрано 215 автомобилей по полностью серийной технологии, без остановки конвейера.

ГАЗ-24-76 «Scaldia» — экспортная модификация Волги ГАЗ-24 с кузовом седан, ГАЗ-24-77 с кузовом универсал[6], производившаяся в конце 1970-х годов.

Машинокомплекты этих моделей поставлялись для мелкосерийной сборки бельгийской компании Scaldia-Volga S.A. Силовым агрегатом являлся дизельный двигатель Peugeot Indenor XD2P; тормозная система, конструктивно отличная от штатной ГАЗ — марки Rover.

Основными покупателями данной модификации были таксомоторные предприятия стран Бельгии, Франции, Скандинавии[7]. В 1990-е годы довольно много подержанных автомобилей бельгийской сборки были реэкспортированы в РФ, на часть из которых в связи с исчерпанием ресурса дизельных двигателей и отсутствием для них запчастей автовладельцы устанавливали карбюраторную версию ЗМЗ-402.