Государственная академия художественных наук


Государственная академия художественных наук (ГАХН) — научно-исследовательское учреждение РСФСР, действовало в Москве в 1921—1931 годах.

Государственная академия художественных наук (ГАХН, с 1921 по 1925 гг. Российская академия художественных наук — РАХН) — научно-художественный институт, созданный в России в 1921 г. и имеющий своей целью «всестороннее исследование всех видов искусств и художественной культуры» (§ 1. Устава ГАХН), а также призванный объединить собой различные институты, изучающие отдельные отрасли искусств (Государственный институт театроведения, Государственный институт музыкальной науки, Институт художественной культуры, Институт литературы и критики и др.).

Инициаторы академии, прежде всего В. В. Кандинский, а также А. А. Сидоров, А. А. Шеншин, Н. Е. Успенский, А. Г. Габричевский, Г. Г. Шпет рассматривали в качестве её основной задачи «синтез» науки и искусства, то есть использование научных подходов и методов для изучения и развития отдельных видов искусств, создания теории искусства и, в этой связи, создания новой терминологии художественных наук.

По замыслу же А. В. Луначарского, поддержанного П. С. Коганом, академия должна была стать главным научным учреждением, посвящённым искусствоведению и занимающимся экспертизой по вопросам культурной и научно-художественной жизни страны. Поскольку советская власть признавала значительную роль искусства и культуры в формировании общественной идеологии и консолидации общества, постольку создание органа, работающего в системе государства и «могущего быть для государства опорным авторитетом в вопросах искусства, художественной жизни и просветительно-художественной политики»[1], являлось для неё первостепенной задачей.

Образованная 16 июня 1921 года Научно-художественная комиссия при Главном художественном комитете Наркомпроса стала отправной точкой в создании ГАХН. Комиссия должна была заниматься разработкой теоретических вопросов, связанных со всеми видами искусства, их синтезом и координацией[2]. «В задачи её входила разработка планов и организация учёно-художественных учреждений, самостоятельное исследование вопросов искусства (в частности, проблем искусства, выдвинутых в эпоху Октябрьской революции)»[3].

Комиссия действовала до 13 октября 1921 г. Результатом её работы стало определение целей и задач академии, а также основных принципов её деятельности.