ГЭС-2 (Москва)


ГЭС-2 — одна из старейших электростанций г. Москвы, выведена из эксплуатации, ныне культурный центр. Комплекс зданий, расположенных в Москве по адресу Болотная набережная, 15 в районе Якиманка. Во время строительства и до установления Советской власти называлась «Трамвайная электрическая станция», позже (вплоть до 1930 годов) известна под разными названиями: «Центральная трамвайная электростанция», «Московская государственная трамвайная станция» (МГТС), «Московская городская электрическая станция № 2» (МГЭС-2), «Государственная электрическая станция № 2» и «Городская электрическая станция № 2» (ГЭС-2). Официальное название с 1938 года — «ГЭС-2» (в 1937 году и ранее — «МГЭС-2»)[1].

Электростанция введена в эксплуатацию в 1907 году, она снабжала энергией отдельные объекты столичной городской инфраструктуры. Закрыта в 2006 году в связи с «физическим и моральным износом» и избыточной стоимостью производимой электроэнергии[2]. В 2015 году продана с торгов главе ПАО «Новатэк» Леониду Михельсону под строительство современного дома культуры[3], после чего фонд современного искусства V-A-C Михельсона начал реконструкцию здания. 17 августа 2021 года объявлено о начале ввода объектов пространства в эксплуатацию[4]. Открытие дома культуры «ГЭС-2» состоялось 4 декабря 2021 года[5][6].

ГЭС-2 была построена в 1905—1907 годах и первоначально носила название «Трамвайная», поскольку предназначалась для питания контактной сети городского трамвая. Первая трамвайная линия в Москве появилась в 1899 году, придя на замену конно-железной городской дороге. В конце XIX века развитием московского общественного транспорта занимались частные компании «Первое общество конно-железных дорог» и «Бельгийское акционерное общество», а электричество для первых трамвайных линий также поставляла Раушская электростанция, принадлежавшая «Акционерному обществу электрического освещения 1886 года». В начале XX века московские власти приняли политику снижения роли частного капитала в области общественного транспорта и в 1901—1909 годах полностью выкупили собственность обеих транспортных компаний, в 1904 году параллельно с подписанием 4-летнего контракта с «Акционерным обществом электрического освещения 1886 года» город заложил в Верхних Садовниках новую электростанцию специально для электрического общественного транспорта[7][8][9][10].