Габарит подвижного состава


Габари́т подвижно́го соста́ва — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться на прямом горизонтальном пути железнодорожный подвижной состав как в порожнем, так и в гружёном состоянии.

Габарит подвижного состава различается в разных государствах и странах и может различаться на разных линиях в пределах одного государства и страны. Например, габарит подвижного состава метрополитена может быть меньше, чем на обычной железной дороге, что позволяет уменьшить диаметр тоннелей. Во многих странах габарит подвижного состава приближен к габариту строений, что представляет собой смертельную опасность для лиц, находящихся за габаритом поезда — висунов (зацеперов).

Не следует путать с габаритом погрузки, применяемым при перевозке груза на открытом подвижном составе. Например, применяемые в России габариты погрузки (основной, льготный, зональный) имеют меньшую ширину, чем габариты подвижного состава по ГОСТ 9238-2013[1].

Точкой отсчёта вертикальных размеров габаритов подвижного состава является уровень головки рельса. Уровень головки рельса определяется как горизонтальная линия, касательная к верху головки рельса. Поскольку рельс, уложенный в путь, имеет подуклонку, его поверхность катания не горизонтальна. В кривой, где наружная рельсовая нить имеет возвышение, уровень головки рельса определяется на внутренней рельсовой нити.

Подвижной состав первых железных дорог имел небольшие размеры. Затем его размеры стали постепенно увеличиваться, чтобы обеспечить рост вместимости вагонов и мощности локомотивов. Нередко это требовало реконструкции старых линий. Всё это привело к большому разнообразию стандартов.

В 1912 году в Берне была проведена конференция, на которой был принят стандарт PPI (Gabarit passe-partout international). Он предусматривает ширину 3,15 метра и высоту в центре 4,28 метра (полная ширина разрешается до высоты 3,175 метра). PPI близок к российскому габариту 03-ВМ. Значительная часть европейских железных дорог допускает движение подвижного состава с бо́льшими габаритами, и в 1980-е гг. при разработке советской военной техники, которую предполагалось использовать в Западной Европе, ориентировались на габарит 02-ВМ[2], однако в то же время по сей день сохраняются линии (в основном в Великобритании), не обеспечивающие даже PPI.