Газваген


Газва́ген (нем. Gaswagen «газовый автомобиль»), также газенва́ген, «душегу́бка» — технология мобильных газовых камер, применявшихся нацистской Германией в период Второй мировой войны для массового уничтожения людей (гражданского населения оккупированных территорий СССР и Восточной Европы, советских военнопленных)[1] путём отравления угарным или выхлопным газом. Считается, что начало применения серийных немецких газвагенов относится к ноябрю — декабрю 1941 года (Киев, Полтава, Рига и Хелмно), а с весны 1942-го документально подтверждено их применение в Югославии (Сербия). Существует также версия использования в СССР аналогичной технологии для убийства заключенных органами НКВД в 1936 году.

Сам термин «газваген» появился и используется после окончания Второй мировой войны в научной и популярной литературе.

О применении нацистами газвагенов стало известно в 1943 году после суда над участниками преступлений против человечества, совершенных на территории Краснодарского края СССР, где около 6700 человек гражданского населения были убиты путём отравления газом в «душегубках»[2]. Материалы об использовании данных машин смерти на территории СССР были представлены советскими обвинителями на Нюрнбергском процессе главных военных преступников[1].

Общее число жертв данного орудия смерти за период Второй мировой войны Израильский институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» оценивает в 700 тысяч человек[3]. Израильский институт «Яд ва-Шем» утверждает, что на 23 июня 1942 года компанией-производителем Gaubschat Fahrzeugwerke GmbH было передано 20 газвагенов двух версий (на 30−50 и на 70−100 человек) из 30 первоначально заказанных[3].

Однако подобные автомобили для уничтожения находящихся внутри людей использовались органами НКВД СССР ещё в тридцатые годы, в преддверии Второй мировой войны[⇨].

Каких-либо чертежей, технической документации по производству, фотографий, кинохроники или сохранившихся экземпляров немецких или советских газвагенов никогда не было обнаружено.