Гази-Мансур


Гази-Мансур (Гази Мансур, Газы-Мансур, Мансур Медини) — легендарная личность, мусульманский шейх, почитаемый в Крыму. На месте предполагаемого захоронения Гази-Мансура в долине Марьям-Дере близ Бахчисарая находилось текие и мечеть. Согласно Исмаилу Гаспринскому, захоронение является одним из главных азизов, почитаемых крымскими татарами.

Согласно сведениям османского путешественника Эвлия Челеби, оставившего первые письменные сведения о Гази-Мансуре в XVII веке, он именовался как Мансур Медини. Медини — часть имени (нисба) — указывает на его аравийское происхождение. Являлся сахабом (сподвижником) пророка Мухаммада. Гази-Мансур участвовал в битве у Аккермана, а затем доставил в Крым и омыл тело погибшего во время сражения Малика Аштера. Погибший был захоронен близ Бахчисарая в местности Эски-Юрт. После битвы Гази-Мансур стал шахидом и позднее был захоронен в долине Марьям-Дере. Со временем на его могиле было выстроено здание, ставшее местом поклонения[1][2].

Согласно легенде, записанной Исмаилом Гаспринским, Гази-Мансур при жизни знал, что Крым будет заселён последователями ислама, и перед смертью прибыл на полуостров для того, чтобы потомки открыли местонахождение его могилы. Впоследствии могила была найдена шейхами Халилом и Рамазаном из Бухары. По преданию, Рамазан несколько раз во сне видел могилу святого, находящуюся в лощине близ Чуфут-Кале, а прибыв в Крым, по велению святого он отыскал могилу и выстроил на этом месте текие, где и сам был захоронен в 1434 году[1][2].

В 1918 году историк и фольклорист Никандр Маркс опубликовал легенду, услышанную четырьмя годами ранее от одного из смотрителей Ханского дворца Хали-Уллу Абибулаева[2]. Из неё следует, что Гази-Мансур являлся уроженцем Крыма и возрасте 100 лет решил совершить хадж. Во время молитвы на караван паломников напали арабы, отрубившие Гази-Мансуру голову. После этого Гази-Мансур появился в Крыму, где его видели несущим собственную голову на руках. Также Маркс указывал, что у Гази-Мансура был брат, который захоронен в Алупке[1].

Анализируя предания о сподвижниках пророка Мухаммада в Крыму, исследователь Нариман Абдульваап рассматривал вопрос, насколько реалистично было их присутствие на территории полуострова в середине VII века. По мнению Абдульваапа, поскольку в осаде Константинополя арабами 668—669 годов участвовал сподвижник Мухаммеда Абу Айюб аль-Ансари, некоторые из сподвижников пророка теоретически могли как во время, так и после осады Константинополя достичь Крыма для распространения ислама[2].

Востоковед Михаил Якубович указывает, что поскольку имя Гази-Мансура не упоминается в ранних исламских источниках, то его имя нужно понимать метафорически, поскольку «Гази» означает «борец за веру», а «Мансур» — «тот, кому помогает Бог»[3].