Галеотти, Винченцо


Винченцо Галеотти (при рождении Томазелли, итал. Vincenzo Galeotti (Tomasselli); 5 марта 1733, Флоренция — 16 декабря 1816, Копенгаген) — артист балета, педагог и балетмейстер. Начиная с 1775 года и до самой смерти — руководитель балетной труппы Королевского театра (Дания), родоначальник датского балета, повлиявший на его самоопределение.

Винченцо Томазелли родился во Флоренции в 1733 году. Студент-медик, он увлёкся театром и бросил науку ради хореографии, став учеником Гаспаро Анджолини, который был всего двумя годами старше его[1]:237. В 1759 году, взяв себе псевдоним Галеотти, он вступил в труппу Джузеппе Форти, выступавшей на сцене венецианского театра Сан-Моизе[* 1]. В 1761 году он был приглашён в кордебалет театра Сан-Бенедетто, где работал под руководством балетмейстера Пьера Гранже.

В 1763 году Винченцо женился на балерине Антонии Гуиди, которая также была ученицей Анджолини, и в Штутгарте, где она танцевала за год до этого — балетмейстера Ж.-Ж. Новерра. В 1765 году, возглавив балетную труппу театра Сан-Бенедетто, состоявшую из солистки — его супруги Антонии, двух солистов, и шестнадцати кордебалетных танцовщиков, он впервые попробовал свои силы в качестве постановщика[1]:238.

В следующем сезоне Галеотти работал в театре Сан-Лука, где, согласно традициям того времени, ставил балетные дивертисменты в операх, затем, в 1766—67 годах — в Королевском театре Турина. На следующие два сезона супруги Галеотти вновь вернулись в Венецию, в театр Сан-Бенедетто, а сезон 1769—1770 года провели в Лондоне, где балетмейстер ставил танцы для оперы К. В. Глюка «Орфей и Эвридика» в Королевском театре Хеймаркет. В 1771 году Антония танцевала в театре Ла Скала, где главным балетмейстером тогда был Ж.-Ж. Новерр и возможно, что Винченцо также танцевал в его балетах. Сезон 1772—1773 годов супруги вновь провели в Венеции, в театре Сан-Моизе, тогда как неподалёку, в театре Сан-Бенедетто, в это время активно работал их учитель Гаспаро Анджолини — в этот период Галеотти полностью следовал его принципам, и в теоретическом споре Новерра с Анджолини занял сторону последнего[1]:238. С осени 1773 года Галеотти работал в Генуе до тех пор, пока в 1775 году не был приглашён в Копенгаген чтобы заменить другого итальянца, Антонио Сакко, на посту первого балетмейстера Королевского театра Дании. Антония присоединилась к мужу год спустя: в течение двух сезонов она солировала в его балетах, а затем оставила сцену и занялась преподавательской деятельностью.

Первой постановкой Галеотти на датской сцене стал перенос собственного балета «Охота Генриха IV» (премьера состоялась 20 октября 1775 года). В своих работах он поначалу находился под сильным влиянием Анджолини, воспроизводя целые сцены из спектаклей учителя и пользуясь его сценариями и музыкой[* 2], однако постепенно его постановки «стали более независимыми по стилю, ибо ещё отчётливее применяли принцип драматической пантомимы»[2][1]:238.