Галера


Гале́ра (итал. galera) — деревянный военный корабль, использующий для передвижения преимущественно вёсла[1].

В узком смысле слова галерами назывались известные начиная со средневековья характерные парусно-гребные корабли Средиземноморского бассейна с одним рядом вёсел и одной — двумя мачтами, несущими латинское парусное вооружение, которые впоследствии получили распространение по всей Европе. Между тем, сегодня по аналогии с ними галерами в широком смысле принято называть все подобные гребные и парусно-гребные боевые корабли этого региона, известные в нём с древнейших времён и имеющие несомненную связь с происходящими от них галерами более позднего времени. Термин «галера» происходит в Италии XII века от среднегреческого названия одного из типов корабля византийского военного флота — галеи. Происхождение самого греческого термина не ясно.

Имеющийся в настоящее время объём информации не позволяет в подробностях восстановить ход исторического развития галеры как высокоспециализированного типа преимущественно гребного боевого корабля Средиземноморского бассейна. Тем не менее, современное состояние вопроса позволяет вполне определённо говорить о наличии единого процесса, корни которого теряются в глубокой древности до начала письменной истории.

Древнеегипетская цивилизация была теснейшим образом связана с Нилом, он же был главной транспортной артерией, что способствовало раннему развитию судостроения. В то же время, сухой климат и погребальные обычаи древних египтян способствовал хорошей сохранности археологического материала. Благодаря этому мы имеем о судостроении Древнего Египта достаточно обширные сведения по сравнению со многими более поздними эпохами. Вместе с тем, о древнеегипетских боевых кораблях нам мало что известно — некоторым образом судить о них можно лишь по изображениям, а также оставшимся в археологической летописи судам иного назначения.

Большинство древнеегипетских судов имели характерную форму корпуса, современными исследователями часто уподобляемую апельсиновой корке или полумесяцу — с симметричным профилем, образованным высоко поднятыми носом и кормой. Форма эта была обусловлена частой необходимостью приставать к необорудованному берегу, а также применяемыми в строительстве технологией и материалом.


Модель галеры Мальтийского ордена
Египетский мореходный корабль времён Хатшепсут, хорошо видны характерная форма корпуса и система пропущенных через стойки над палубой тросовых растяжек. С барельефа из Дейр эль-Бахри
Конструкция корпуса лодки из Дахшура. Видны характерные обводы, центральный пояс обшивки и наращённые над ним борта из тщательно подогнанных по месту толстых коротких досок. Каркас практически отсутствует
Египтяне под командованием Рамсеса III сражаются в дельте Нила с «народами моря», 1175 год до н. э. Видны как собственно древнеегипетские боевые корабли (внизу), так и отличающиеся от них конструктивно корабли «народов моря» (сверху). С барельефа из Мединет-Абу
Финикийский боевой корабль Прорисовка с ассирийского барельефа из Ниневии, изображающего эвакуацию из Тира в 702 г. до н. э. Хорошо видны таран, два ряда вёсел и возведённая над корпусом лёгкая навесная палуба-катастрома — впоследствии типичные детали античных кораблей
Минойские корабли, перевозящие вооружённых людей (иногда может считаться также сценой гонки кораблей). Фреска из Акротири, не позднее 1500 года до н. э.
Akrotiri ship-procession-full 02.jpg
Изображение боевой галеры на кратере периода геометрической керамики из музея Метрополитен, около 800 г. до н. э. Интерпретация изображения см. в книге Дж. Моррисона и Р. Уильямса «Греческие вёсельные корабли»[4].
Древнегреческие галеры под парусами. Эпоха великой греческой колонизации, ок. 520 г. до н. э.
Древнегреческая галера под вёслами и парусами. Сцена гонки галер, ок. 520 г. до н. э.
Современная реконструкция 170-вёсельной афинской триеры IV в. до н. э.
Высадка с кораблей на берег. Римская стенная роспись I в. н. э.
Способ строительства античных кораблей
Таран из Атлита, приблизительно датирован между 530 и 270 г.г. до н. э. (по результатам радиоуглеродного анализа остатков дерева корпуса). Судя по размерам, принадлежал как минимум тетрере
Haifa-maritime-museum-ram-1.jpg
Скульптурное изображение носа античного корабля. Видны таран и проэмболон над ним, оформленный в виде головы кабана
Диера / бирема получает таранный удар в кормовую часть корпуса. Прорисовка с вазы, ок. 500 г. до н. э.
С рельефа, вероятно, изображение биремы. Видно, что вёсла расположены в один ярус, но сгруппированы по два, вероятно, соответствуя двум гребцам на банке.
Современная реконструкция расположения гребцов на греческой триере. Вёсла одинаковой длины, в верхнем ряду опираются на аутригер, в среднем — на борт; гребцы нижних рядов располагаются ниже и ближе к середине корабля, их вёсла пропущены через отверстия в борте. Видны настил между банками гребцов для прохода из носа в корму и навесная палуба — катастрома, защищавшая гребцов от непогоды и метательных снарядов, а также служащая для размещения стрелков и десанта.
Фантастическая реконструкция пентеры / квинкверемы, выполненная в конце XIX века по аналогии со средневековыми образцами судостроения. На самом деле даже самые крупные античные боевые корабли имели очень небольшую осадку для плавания на мелководье, которая просто физически не смогла бы скомпенсировать столь высокий надводный борт с пятью рядами гребцов. Кроме того, при столь различной длине вёсел было бы практически невозможно скоординировать действия гребцов, а сами вёсла, расположенные под таким углом к поверхности воды, были бы крайне неэффективны. Поэтому для увеличения водоизмещения античные конструкторы пользовались в основном шириной корабля, сохраняя низкий надводный борт и оптимальную кинематику гребного аппарата.
Римская трирема с десантом. Фреска из Помпей. Длина вёсел может указывать на то, что на каждом из них сидело по нескольку гребцов, то есть, перед нами полирема
Суда из оз. Неми были, вероятно, построены примерно так же, как и большие римские военные корабли, использовавшиеся в качестве плавучих платформ для артиллерии. Судя по письменным источникам, сооружение столь крупных (70 м в длину, 20 в ширину) кораблей для римских судостроителей не было чем-то экстраординарным.
Реконструкция тяжёлого осадного корабля — носителя штурмовой лестницы-самбуки в качестве катамарана. Описание такого корабля и самой самбуки имеется у Полибия.
Navis lusoria — позднеримский лёгкий боевой корабль, использовавшийся против германцев на реках Рейн и Дунай; по типу — унирема.
Римские корабли. Миниатюра из рукописи Vergilius Romanus. V в. н. э.
941 год н. э., греческие хеландии или дромоны атакуют ладьи русов. Несмотря на большую условность изображения, хорошо видны расположение гребцов в один ярус (правда, в бою мог использоваться лишь один ярус вёсел из двух), массивный надводный шпирон, используемый для сокрушения вражеских вёсел (вероятно, продолжающий бархоут), а также парные украшения на корме. Автор не изобразил такую заметную часть корабля, как рангоут, что позволяет предположить, что, как и на античных галерах, мачты на дромонах перед боем рубили.
904 год, осада Фессалонников арабами на дромонах. Иллюстрация более поздняя, ок. 11 века.
Изображение галеры, Италия, около 1300 г. Видны один ряд вёсел, шпирон и парное хвостовое украшение-акростоль
Речные галеры с воинами. Раскрашенная гравюра на дереве Йоста Аммана из «Книги турниров»  (англ.) Георга Рюкснера  (нем.). 1578—1579 гг.
Венецианская галера. Рисунок Конрада Грюненберга из его описания путешествия в Иерусалим (1487)
Деревянная модель большой венецианской галеры-«триремы» с системой гребли alla sensile (парусное вооружение на модели не показано)
Модель лёгкой венецианской галеры
Чертёж классической галеры. Хорошо видны узкий корпус и надстроенная над ним широкая платформа для гребцов.
Вёсла галеры, установленные в положение, предназначенное для отдыха гребцов (кроме одного) и лежащие на постице (реплика)
Классическое вооружение галеры
Классические средневековые галеры в бою
К XV веку развитие конструкции «круглых» судов и, в особенности, появление на них тяжёлой артиллерии сделало их достойными противниками галер, которые, тем не менее, ещё долгое время сохраняли большую роль в составе флотов. На картине: галеры атакуют карраки и высаживают десант на мелководье
1602 год, битва между испанскими галерами и голландскими парусниками. Со временем галерам становилось всё сложнее справляться с крупными парусными кораблями
Венецианская тяжёлая торговая галера типа «Фландрия». Середина XV века
Венецианский галеас XVI века
Испанский галеас из состава Непобедимой армады
Жуан ди Каштру. Португальские галеры, каракки, галеон и каравелла-редонда во время экспедиции в Египет в 1540 году
Картина, изображающая различные типы парусно-гребных судов, родственных галере — шебеку и галиоты
Галера La Réale, флагман французского галерного флота с 1694 по 1720 год
Захват англичанами Кадиса в 1596 году. Попытка совместного испано-голландского галерного флота препятствовать попытке англичан захватить город окончилась полным провалом
Мальтийская галера
Захват мальтийскими галерами турецкого корабля, 1652 г.
Турецкая галера — кадырга
Битва турецких галер с казаками на чайках, около 1636 года
Галера Subtle, первая из построенных в Англии галер, однозначно относившаяся к средиземноморскому типу. 1540-е годы
Английская так называемая «галера» «Чарльз» 1680-х годов, фактически — тип гребного фрегата. Такие корабли использовались для обороны гаваней и в Средиземноморье против пиратов
Шведский шхерный фрегат — турума «Лудбрук» эпохи Русско-шведской войны 1788—1790 годов. Нёс полную бортовую батарею 12-фунтовых орудий под банками гребцов
Модель голландской галеры
Русская галера «Принципиум»
Чертеж русской 20-баночной галеры «французского маниру». 1736 год
«Галерные рабы». Рис. из «Истории Франции» Э. Лависса и А. Колина. 1913 г.
Португальский галиот с рабами у Малабарского берега. Иллюстрация из путевого дневника Яна Гюйгена ван Линсхотена (1596)