Галерея Боргезе


Галерея Боргезе (итал. Galleria Borghese) — художественное собрание семьи итальянских князей Боргезе, которое экспонируется в здании Виллы Пинчиана (Villa Pinciana), или «Малого дворца» (Palazzina), на территории парка виллы Боргезе в Риме.

Вход на виллу осуществляется с южной стороны парка через Виа Венето и ворота Аврелиановой стены (Порта Пинчиана) и далее через ворота виллы с пилонами, на которых установлены орлы (герб семейства Боргезе). Строительство Виллы Пинчиана (виллы на холме Пинчо) было начато в 1606 году возведением Казино Нобиле («Благородного дома») на месте бывших виноградников (территория уже принадлежавшая семье Боргезе) кардиналом Шипионе Каффарелли Боргезе, племянником Папы Павла V. Руководство строительными работами было поручено архитекторам Фламинио Понцио и Джованни Вазанцио. Кардинал Шипионе Боргезе положил начало семейной художественной коллекции, он же сделал своё собрание произведений искусства фидеокомиссным (неотчуждаемым посторонними лицами помимо наследования). Кардинал был почитателем античного искусства, творчества Караваджо, он приобрёл многие из работ этого мастера, а также Джованни Лоренцо Бернини. Шипионе Боргезе разбил парк, который повелел украсить античными статуями. Особенное восхищение посетителей вызывал «Боргезский борец». Однако в 1807 году эта скульптура была продана вместе с некоторыми антиками Наполеону Бонапарту[9].

После смерти кардинала в 1633 году вилла (Palazzina, или Casino nobile) в течение нескольких лет была достроена в палладианском стиле по трёхчастной схеме с аркадой первого этажа и открытой галереей второго. За оригинальную композицию здание получило прозвание «Cembalo Borghese» («Клавесин Боргезе»). Архитектуру виллы часто сравнивают с похожими зданиями Виллы Медичи и Виллы Дориа-Памфили[10].

В 1766 году принц Маркантонио IV Боргезе предпринял работы по перестройке основных зданий и парка. Работами руководили архитекторы Антонио и Марио Аспруччи, а также многие художники: живописцы, лепщики-декораторы, и садоводы. Интерьеры были перестроены в стиле неоклассицизма. Отдельные залы стилизованы под античность с росписями гротесками и облицовкой разноцветными мрамор ами. Плафон ы оформлены в манере (итал. pittura di sotto in sù  — «живопись под потолок», или «снизу вверх») с эффектами перспективных ракурсов. Росписи осуществляли М. Росси, Т. Конка, К. Унтербергер, А. фон Марон, Г. Гамильтон, П. А. Новелли и другие.

Первый этаж музея посвящён скульптуре. Кардинал Шипионе Боргезе был страстным собирателем произведений античной скульптуры, и также поклонником творчества Джованни Лоренцо Бернини. Именно по его заказу Дж. Л. Бернини создал свои самые впечатляющие произведения, которые с тех пор находятся в музее Виллы Боргезе: «Эней, Анхиз и Асканий», «Давид», «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины» (1618—1625).