Гальярда


Гальярда (итал. gagliarda, фр. gaillarde — буквально «весёлая», «бодрая») — старинный танец итальянского происхождения, распространённый в Европе в конце XV—XVII вв.[1], а также музыка к этому танцу.

Гальярда часто исполнялась после паваны, варьируя её мелодический рисунок. Такие двухчастные циклы часто встречались в сборниках танцев для различных инструментальных составов. Они подготовили появление многочастных сюит для клавесина, лютни или оркестра. В сюитах павану и гальярду заменили аллеманда и куранта.

Музыкальные композиции в стиле гальярды писались и исполнялись и много позже того, как танец перестал быть популярным. Гальярда могла быть отдельной клавирной пьесой (особенно часто в английской музыке) или частью инструментального цикла. При этом гальярда потеряла танцевальный характер: темп стал медленным, в фактуре изложения большую роль приобрели полифонические приёмы.

Интересно, что «гальярдный» ритм 6/8 и сейчас можно услышать, например, в гимне Великобритании «Боже, храни Королеву».

По своему происхождению гальярда — народный танец, однако в конце XV века её стали танцевать и при дворе. В XVI—XVII веках гальярда была одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии. Первые записи основных движений гальярды были сделаны итальянскими хореографами Фабрицио Карозо и Чезаре Негри.

В 1589 г. Туано Арбо в своей книге «Орхесография» описал мотивы и движения многих гальярд: «La traditore mi fa morire», «Anthoinette», «Baisons-nous belle», «Si j’aime ou non», «La fatigue», «La Milanaise», «J’aimerais mieux dormir seulette», «L’ennui qui me tourmente».