Гаратти, Витторио


Витторио Гаратти (итал. Vittorio Garatti, 6 апреля 1927 года, Милан — 12 января 2023 года, там же) — итальянский архитектор. Лауреат премии Витторио де Сика (2012).

В молодые годы выступил одним из критиков послевоенного рационализма в архитектуре. Много работал в Латинской Америке, стал известен своими амбициозными проектами строительства на Кубе. Возвратившись в Италию, своими новыми работами сумел добиться признания и на родине.

Архитектурное образование получил, окончив в 1957 году Миланский политехнический институт, учился у Эрнесто Натана Роджера, оказавшего на него большое влияние. Гвидо Канелла и Гаэ Ауленти были его однокурсниками. В том же году Гаратти уехал в Венесуэлу, где нашёл работу в проекте «Банко Обреро» под руководством архитектора Карлоса Рауля Вильянуэва и начал преподавать в Университете Каракаса[4].

Гаратти, как и его коллега по работе и партнёр по проекту «Банко Обреро» Роберто Готтарди, был молодым участником послевоенных дебатов в Италии против рационализма, критиков которого возглавляли такие тогда фигуры, как Эрнесто Натан Роджерс, Карло Скарпа, Марио Ридольфи, Джузеппе Самона и Бруно Зеви[5].

После победы кубинской революции, кубинский архитектор (и участник проекта «Банко Обреро») Рикардо Порро пригласил Гаратти и Роберто Готарди присоединиться к нему в Гаване в начале 1961 года. Они вскоре начали работать над амбициозным проектом Новой национальной художественной школы, заказанной Фиделем Кастро и Че Геварой в контексте новой политики в сфере образования, принятой сразу после революции. Архитектурный комплекс должен был быть построен в самом эксклюзивном кубинском районе[6] — Country Club. Авторы идеи намеревались создать культурный центр необычайных размеров, открытый для развивающихся стран трёх континентов, всего в 90 милях от символа американского империализма[7].

Подготовленный Гаратти проект школы музыки и школы балета[8] сочетал кирпич, керамику и каталонскую сводчатую структуру, которая отражала оптимизм и экспрессию того времени. Художественные школы хотели создать новую архитектуру так же, как революция стремилась создать новое общество[9].