Гармония


Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία, лат. harmonia — связь, соединение, соответствие, соотношение, от др.-греч. ἁρμόζω — прилаживать, подгонять[1], а также лат. coaptatio, convenientia)[2] в философско-эстетическом смысле — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса). Протоположность хаоса.

В науке XX и начала XXI веков регистрируются разные определения гармонии. Согласно философу А. Ф. Лосеву, гармония — «со­раз­мер­ность час­тей це­ло­го, слия­ние различных ком­по­нен­тов объ­ек­та в еди­ное ор­га­ни­чес­кое це­лое»[3]. Согласно искусствоведу В. Г. Власову, гармония — «категория, означающая целостность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы», — качества, вызывающие чувственные, эстетически положительные реакции[4].

Философская трактовка гармонии (без самого слова «гармония») у греков впервые отмечается у Гераклита (первая половина V в. до н. э.):

Слоги: звонкие и незвонкие [буквы], согласное разногласное, созвучное несозвучное, из всех — одно, из одного — всё.

Автор трактата «О мире», известный как Псевдо-Аристотель (I в. до н. э.), опираясь на Гераклита, находил согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности (занятиях, «искусстве») человека и в самой Вселенной: