Гарпун (противокорабельная ракета)


AGM/RGM/UGM-84 «Гарпун» (англ. Harpoon, /hɑːˈpn/, — гарпун) — американская противокорабельная крылатая ракета, одна из самых распространённых в мире. Разработана компанией «МакДоннелл-Дуглас», в настоящее время производится на предприятиях корпорации «Боинг».

Эта малогабаритная ракета имеет дозвуковую скорость полёта (до 850 км/ч) и осколочно-фугасную боевую часть массой 225 кг. Максимальная дальность стрельбы зависит от носителя, модификации ракеты и целеуказания и составляет от 90 до 220 км (280 км у модификации SLAM, а ряд не принятых на вооружение версий ракеты имел и большую дальность)[3].

Ракета прошла несколько модернизаций и по состоянию на 2021 год находится на вооружении более 30 стран[5].

Ещё в 1965 году вооруженные силы США начали разработку ракеты с радиусом действия до 45 км, предназначенной для поражения всплывших подводных лодок. По ассоциации с китобойным промыслом, ракета получила условное название «Harpoon» («киты» — сленговое название всплывших субмарин). Работы продвигались сравнительно медленно — ВМФ США не видел особой необходимости в специализированном противокорабельном оружии, считая палубную авиацию с тактическими ядерными бомбами более эффективной. Задачи же самообороны кораблей предполагалось решать с помощью приспособленных для стрельбы по надводным целям модификаций зенитных ракет.

После потопления израильского эсминца «Эйлат» ракетами П-15 «Термит» с египетских катеров в 1967 году ВМФ США, оценив потенциал специализированного противокорабельного оружия, принял решение переориентировать программу «Гарпун» на борьбу с надводными кораблями. Работы над проектом официально были начаты в 1968 году. Первоначально основными носителями нового оружия должны были стать патрульные самолёты, но в начале 1970-х было решено расширить гамму возможных носителей и запускать ракеты также с подводных лодок, палубных штурмовиков и надводных кораблей.

Контракт на разработку новой ракеты получила в июне 1971 года McDonnell Douglas. Уже в октябре 1972 года на лётные испытания были представлены первые прототипы ракеты с твердотопливным ракетным двигателем. К этому моменту уже стало ясно, что оптимальным средством преодоления ПВО корабля противника является полёт к цели на сверхмалой высоте и новая ракета изначально проектировалась под это условие. Так как требования по дальности действия к этому моменту увеличились почти вдвое (до 90 км), фирма решила отказаться от изначально предполагавшегося к установке на ракете РДТТ и заменить его более экономичным турбореактивным.