Гартли, Дэвид


Дэвид Гартли (Хартли) (англ. David Hartley, 1705, Армли, Йоркшир, Англия — 1757, Бат, Англия) — английский мыслитель, один из основоположников психологической теории, которая известна как ассоцианизм[1][2].

Дэвид Гартли родился в 1705 году в окрестностях Галифакса, Йоркшир в семье священника, изучал богословие. Гартли родился в семье бедного англиканского священника в Йоркшире. Его мать, Эверелд Уодсворт, умерла в год рождения Дэвида. Его отец, которого также звали Дэвид, затем женился на Саре Уилкинсон в 1707 году, от которой у него было четверо детей, но он тоже умер, когда Дэвид был еще мальчиком.[3] Позднее стал заниматься медициной и выбрал её в качестве профессии[1][4].

Основной труд Гартли — «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (англ. Observations on man, his frame, his duty and expectations)[5]. В нём развивается учение о вибрациях в нервной системе, а также представление об ассоциации идей как универсальном механизме психической жизни[4]. Вторая часть труда посвящена рассмотрению богословских проблем[1].

В Кембридже Гартли учился у Николаса Сондерсона, который, несмотря на то, что был слеп с рождения, стал четвертым люкасовским профессором математики. Позже Гартли сыграл важную роль в увеличении числа подписчиков на посмертное издание "Элементов алгебры"[7] Сондерсона (Elements of Algebra, 1740). По окончании учебы Гартли отказался подписать Тридцать девять статей, что было обязательным требованием для рукоположения в англиканской церкви. В письме своему другу Джозефу Листеру в 1736 году Гартли заявил, что он верит, что "всеобщее счастье является фундаментальной доктриной как разума, так и Писания", добавив, что "ничто так не противоречит разуму, как вечное наказание, ничто так не противоречит всем намекам, которые Бог дал нам в Своем Слове." Гартли активно участвовал в различных благотворительных проектах. Среди них были издание "Элементов алгебры" Сондерсона и продвижение стенографической системы его друга Джона Байрома (система, которая, по мнению Гартли, могла стать "универсальным языком" и шагом к созданию философского языка).[8]