Гау, Эдуард Петрович


Эдуа́рд Петро́вич (Ива́нович) Га́у (нем. Eduard Hau; 28 июля 1807, Ревель3 января 1887, Дерпт) — немецкий (остзейский) и русский акварелист, мастер интерьерного портрета[fr], автор галереи изображений залов основных императорских резиденций; старший брат портретиста Владимира Гау. Академик Императорской Академии художеств (с 1864).

Эдуард Петрович Гау родился в 1807 году в Ревеле (ныне Таллин) и «состоял в русском подданстве». Его отец Иоганн (Иоганнес) Гау (1771, Фленсбург — 1838, Ревель), не получив специального художественного образования, был известен как «ландшафтный художник» и декоратор. Младший брат Владимир стал одним из ведущих мастеров камерного акварельного портрета. Эдуард занимался рисованием с детства и в 18301832 годах на свои средства обучался живописи в Академии художеств Дрездена. 30 сентября 1838 года Императорской Академией художеств ему было присвоено звание свободного художника. В 1864 году Эдуарду Петровичу было присвоено звание академика перспективной акварельной живописи[2].

Наибольшую известность художнику принесли акварели интерьеров известных зданий Москвы, Санкт-Петербурга, Гатчины, написанные по заказу императорской семьи, хотя известно и несколько портретов в его исполнении. В Москве он рисовал интерьеры Большого Кремлёвского дворца, Николаевского дворца; в Санкт-Петербурге — Михайловского замка, Зимнего дворца и Эрмитажа, в Гатчине — интерьеры Большого Гатчинского дворца.

Только в Гатчинском дворце Гау было написано 59 акварелей, часть из которых до 1920-х годов хранилась в коллекции дворца, и лишь потом была передана в Эрмитаж. В Гатчине Гау впервые появился в 1862 году для создания акварелей с видами кабинетов Николая I и Александра II и продолжил работу во дворце только в 1874 году.

Гатчинские акварели представляют собой особую ценность, поскольку Большой Гатчинский дворец был полностью сожжён во время Великой Отечественной войны отступающими немецкими войсками, и эти картины служат ценным материалом при проведении реставрации интерьеров дворца. Последние работы художника были сделаны в Большом Гатчинском дворце и отмечены 1880 годом.