Гевандхауз


«Гева́ндхауз»[1][2], «Гева́ндхаус»[3] (нем. Gewandhaus) — городской концертный зал (филармония) в немецком городе Лейпциг на западе федеральной земли Саксония. С 1781 года домашняя сцена одноимённого оркестра, хора Гевандхауса и целого ряда камерных музыкальных ансамблей.

Современное здание Гевандхауса, расположенное на площади Августа (нем. Augustusplatz) и открытое в 1981 году, является третьим по счёту, зачастую называется новым Гевандхаусом.

Изначально Гевандхаус находился в историческом центре города в современном Медном переулке (нем. Kupfergasse), и был построен в 1498 году в качестве цейхгауза, имея форму латинской буквы L. После того, как позднее второй этаж здания стал использоваться суконщиками, то есть торговцами тканями, оно получило своё известное название Гевандхаус (=дом тканей).

Музыкальная история Гевандхауса связана с музицирующим обществом Großes Concert, основанным в 1743 году и дававшим публичные концерты в большом зале гостиницы Drey Schwanen. Поскольку со временем концерты стали важной частью городской жизни, вскоре встал вопрос о приобретении собственного помещения. В 1781 году оркестр перебрался в Гевандхаус, где на третьем этаже городским архитектором Иоганном Карлом Фридрихом Дауте (нем. Johann Carl Friedrich Dauthe, 1746—1816) в 1780—1781 годах был обустроен один из первых специализированных концертных залов Европы, способный принять до 500 человек и открытый 25 ноября 1781 года. В мае 1789 года здесь выступал Моцарт.

Потолок вытянутого по продольной оси концертного зала был украшен росписью кисти Адама Фридриха Эзера, утерянной при реставрации 1833 года, что в своё время вызвало большой скандал. Новое декоративное оформление зала было поручено дрезденскому архитектору и художнику Вольдемару Херманну (нем. Hans Woldemar Hermann, 1807—1878). Повторные работы последовали в 1842 году, когда число мест было увеличено до тысячи, и в 1872 году.

В XIX веке в Гевандхаусе, в том числе благодаря своей уникальной акустике быстро снискавшем европейскую популярность, состоялись премьеры произведений Бетховена, Шуберта, Шумана, Мендельсона Бартольди, Вагнера и Брамса, принадлежащих в настоящее время к постоянному репертуару практически любого оркестра. Одним из самых влиятельных капельмейстеров этого периода был Феликс Мендельсон Бартольди, реорганизовавший оркестр на профессиональных началах.