Геймпад


Игровой пульт (геймпад — англ. gamepad, джойпад — англ. joypad) — тип игрового манипулятора. Представляет собой пульт, который удерживается двумя руками, для контроля его элементами управления используются большие пальцы рук (в современных геймпадах также часто используются указательные и средние пальцы).

Геймпады обеспечивают взаимодействие между игроком и игровой консолью. Также геймпады используются на персональных компьютерах в играх поддерживающих их, заменяя игроку клавиатуру (обычную или игровую) и мышь. Стандартное исполнение геймпада таково: под левой рукой кнопки направления (вперёд-назад-влево-вправо), под правой — кнопки действия (прыгнуть, выстрелить).

Во многих современных контроллерах совместно с направляющими кнопками используются аналоговые стики. Впервые подобное решение было представлено на контроллере Emerson Arcadia 2001, но обрело популярность среди игроков только после появления консолей Nintendo 64, Sony PlayStation и Sega Saturn.

Одним из первых геймпадов стал джойстик от Atari. Он был сделан так, что отлично лежал в руке, а управление было максимально простым: использовались только кнопка и стик. Джойстик шёл в комплекте с консолью, максимально можно было подключить четыре геймпада.

Геймпад Atari 5200 значительно отличался от своего предшественника. Всего было 19 кнопок: от 0 до 9, звёздочка, решётка, две боковые с левой и правой стороны и три верхних — ещё был джойстик. В комплекте с играми были специальные карточки, которые указывали функции кнопок на панели. Подобное решение позже использовалось в контроллере Atari Jaguar. Геймпад был непрочным, а также неудобным.

Геймпад для Atari 7800 внешне напоминал геймпады от Nintendo и Sega. Он имел две кнопки A B (1 и 2) и крестовину, но отсутствовали кнопки Start и Select.