Гелиография


Гелиография — ранний фотографический процесс, изобретённый Нисефором Ньепсом в 1822 году и послуживший теоретической основой для разработки дагеротипии. Изображения могут быть получены как контактным способом, так и с помощью камеры-обскуры.

Этот способ получения изображений с помощью света изначально был попыткой усовершенствования литографии[1]. Бывший офицер и изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, до этого уже имевший опыт в области фотохимии, в 1813 году начал эксперименты по закреплению световых изображений химическими способами[2]. Через три года он получил первые снимки на хлоросеребряной бумаге, которые быстро выцветали на свету[3]. Кроме того, эти изображения были негативными, что никак не устраивало изобретателя[4]. Разочаровавшись в возможностях серебряных солей, в 1822 году он добился первого успеха с помощью сирийского асфальта (битума), который наносил на оловянные пластинки или литографский камень. Часть снимков выполнялась на стеклянной подложке. Наиболее раннее из сохранившихся изображений, полученных таким способом с помощью камеры-обскуры, снято в 1826 году и известно под названием «Вид из окна в Ле Гра». Название «гелиография» (буквально: «солнечное письмо») подчёркивало неразрывную связь технологии с солнечным светом[5].

В результате воздействия света на слой битума его экспонированные участки подвергались частичной полимеризации и теряли растворимость в определённых веществах. После обработки смесью нефти и лавандового масла неэкспонированный битум смывался с оловянной пластины, тогда как на засвеченных участках он оставался[6]. Полученное таким образом изображение вновь оказалось негативным, так как обнажённые от битума неэкспонированные участки металла блестели. Ньепс пытался устранить этот блеск, обрабатывая пластину парами иода, но положительного результата не добился[7]. Следующим шагом исследований было добавление стадии травления пластины кислотой, воздействовавшей только на неэкспонированные участки, с которых был смыт битум[8]. В обработанных таким образом местах поверхность меняла свою структуру, приобретая способность удерживать краску. Обработка заканчивалась удалением остатков битума спиртом и последующей промывкой в воде[9]. Во всех вариантах технология оказалась малопригодной для фотографирования с натуры из-за очень низкой светочувствительности битума, дававшего контрастное изображение без деталей и полутонов. Поэтому дальнейшие поиски возможности фиксации светового рисунка Ньепс вёл совершенно в другом направлении совместно с Луи Дагером, что привело к разработке дагеротипии.