Геништа, Иосиф Иосифович


Иосиф Иосифович Ге́ништа (также Joseph[2] и О́сип О́сипович Е́ништа[3]; 13 [24] ноября 1795, Москва25 июля [6 августа1853, Москва) ― российский композитор, дирижёр и пианист.

Иосиф Геништа родился в Басманном районе Москвы в семье музыканта чешского происхождения, капельмейстера князей Куракиных, Иосифа Францевича Геништы (1750―1811[2]) и его жены пианистки Анны Ивановны (? — после 1812)[3]. Воспитывался в Благородном пансионе при Московском университете. Учился игре на фортепиано и композиции у И. В. Гесслера, и к началу 1820-х гг. уже был известен как хороший пианист и талантливый, высокообразованный композитор.

Геништа активно пропагандировал музыку композиторов-классиков, в особенности Людвига ван Бетховена. Как пианист сотрудничал и выступал с Дж. Филдом, М. Шимановской, И. Шуппанцигом, Ф. Ф. Гардорфом, Г. Ниссен-Саломан. С участием Геништы в России впервые были исполнены фортепианные концерты, оркестровые и камерные сочинения Бетховена. В 1827 году И. И. Геништа путешествовал по Европе и в апреле 1828 года совместно с Ф. Ф. Гардорфом организовал в Москве два камерных концерта, где исполнялась музыка Бетховена и Моцарта. На одном из этих концертов мог присутствовать М. Ю. Лермонтов.

С ранних лет Геништа занимался педагогической деятельностью, наиболее известным его учеником является А.Л. Гурилёв. Особенно близок был с семьями Трубецких и Веневитиновых. В 1819 году в усадьбе Трубецких Знаменское-Садки познакомился с будущим историком и славянофилом М. П. Погодиным, дружеские отношения с которым сохранил на протяжении всей жизни. Вплоть до своей смерти в 1853 году Геништа был заметной фигурой в музыкальной жизни Москвы.

Сочинения Геништы охватывают широкий круг жанров, однако при жизни он был известен прежде всего как автор романсов, в том числе элегии «Погасло дневное светило», написанной на стихи А. С. Пушкина. В 1826 романс был исполнен З. А. Волконской в своём московском салоне на Тверской улице в присутствии самого поэта. Другой романс Геништы, «Младый Рогер свой острый меч берёт» на стихи В. А. Жуковского, стал одним из первых в жанре героического «рыцарского» романса, широко распространившегося в русской музыке в первой половине XIX века. Писал Геништа романсы и на стихи М. Ю. Лермонтова, Ф. Шиллера, В. Гюго, М. Деборд-Вальмор, В.Г. Бенедиктова, А.В. Кольцова, И.И. Козлова, И.С. Аксакова, В.Л. Пушкина, Е.П. Ростопчиной, Н.Д. Иванчина-Писарева. Глинка в своей переписке упоминает, что Геништа имел солидную музыкальную библиотеку[4]