Геометрический стиль


Геометрический стиль (также известен как геометрика) — исторический стиль, характеризующий, главным образом, архаические стадии развития различных видов и разновидностей искусства. Как и многие другие категории теории формообразования, трактуется в широком, историко-культурном аспекте, и в узком, конкретно-историческом значении[1]. В узком смысле этот термин употребляют для обозначения характерной абстрагирующей тенденции в древнегреческой вазописи конца «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. Геометрический стиль постепенно вытеснял протогеометрический стиль. Главным центром его распространения были Афины. Постепенно геометрический стиль распространялся среди вазописцев многих торговых городов на островах Эгейского моря[2].

Термин «геометрический стиль» впервые появился в 1870 году, когда были открыты дипилонские амфоры, поразившие археологов совершенством формы и росписи. Помимо вазописи, геометрический стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики, изделий художественных ремёсел из металла: посуды, украшений. Термин «геометричность» (близок понятию тектоничность, но не «геометрический стиль», применяют также для характеристики периода классической античности в Древней Греции. Геометрический орнамент, появившийся IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на расписных сосудах он располагался полосами и состоял из меандров, крестов, спиралей и окружностей. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами композиций с изображением животных и людей в период архаики. Существуют две основных концепции, объясняющих появление геометрического стиля в искусстве Древнего Мира[3]. Первая — семиотическая, согласно которой абстрагирование протоизобразительных форм связано с древнейшими мифологическими представлениями, синкретичностью мышления и неразвитостью конкретно-образных представлений на ранних этапах развития человеческой культуры. Эта теория объясняет, в частности, широкое распространение геометризованных форм в различных, не связанных между собой культурах и исторических типах искусства: в искусстве древней Месопотамии, Китая, Японии, Древней Америки. Вторая теория — технологическая, связывает этот феномен с ограниченностью изобразительных средств, примитивностью материалов и техники. Обе теории хорошо дополняют друг друга[4][5][6]. В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризовыми и метопными композициями с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать фигуры и сцены из сюжетов древнегреческой мифологии.