Гератская школа миниатюры


Гератская школа миниатюры — одна из средневосточных школ миниатюры, существовавшая в XV — нач. XVI века в Герате (столице государства Тимуридов). Специализировалась главным образом на иллюстрациях в рукописной книге, но иногда картины делались на шёлке. Таким образом, литература, популярная в то время, в значительной степени определяла тематику миниатюр гератской школы. Сохранились многие сцены из персидского эпоса Шахнаме («Книга царей») поэта Фирдоуси (умер в 1020 г.), а также иллюстрации из более поздних произведений Низами, Саади и Джами[1].

Создание школы связано с основанием в 1410-х годах придворных мастерских рукописей (китабхана). Ти­му­ри­ды Шах­ру­х и его сы­н Байсонкур вывезли из Теб­ри­за и, воз­мож­но, Ши­ра­за ху­дож­ни­ков и кал­ли­гра­фов. Гератская школа преемственно связана с ширазской школой миниатюры XIV—XV веков, а также, вероятно, с багдадской и тебризской школой миниатюры[2]. Из­вест­ны так­же кон­так­ты представителей гератской школы с китайским ис­кус­ст­вом[3].

Байсонкур (умер в 1433 г.) превратил гератскую школу в важный центр живописи, привлекая к своему двору художников со всей Персии и Афганистана[1].

Необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры создало развитие городской жизни и культуры Герата. К тому времени книжная иллюстрация приобрела большое значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй связан с представлением о благоуханной природе, полной гибких линий и ярких красок[2].

Для гератской школы характерно точное следование тексту, плотное письмо без моделировки светотенью. Число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны[2]. Фигуры ранней гератской школы стилизованы — высокие и худощавые, с продолговатыми головами и остроконечными бородами, — но нарисованы в разных положениях. Прежде всего они оживлены, всегда участвуя в действиях любой изображённой сцены[1].

Пейзаж сравнительно прост и играет подчинённую роль. Композиции тяготеют к симметричным построениям. Традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие образуют сады, лужайки и ручьи, а также архитектура, изукрашенная геометрическим орнаментом и растительностью. Сила воздействия гератской школы и особенность её художественной формы заключены в изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты[2].