Герб России


Герб Росси́и — официальный государственный символ Российской Федерации[2]; один из главных государственных символов России наряду с Государственным флагом Российской Федерации и Государственным гимном Российской Федерации. Современный герб утверждён указом президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 года № 2050[1].

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона[2].

Понятия наследственного герба, принятого в Западной Европе, в русских княжествах не существовало. На старинных русских воинских знамёнах чаще всего помещались образы Иисуса Христа, Богородицы, православных святых, а также православные кресты[4]. Встречавшиеся на русских воинских щитах изображения тоже не были наследственными (то есть не являлись гербами по определению). Поэтому изначальная история герба России — это прежде всего история великокняжеских и царских печатей.

На печатях русских князей часто помещались их святые покровители (например, на печати Ивана Калиты изображён святой Иоанн Предтеча, на печати Дмитрия Донского — святой Димитрий Солунский). Кроме этого, делались соответствующие надписи о владельцах печатей[5].

В XIII веке, начиная с Мстислава Удатного[комм. 1] и внуков Всеволода Большое Гнездо — Всеволода Юрьевича и Александра Ярославича (Невского) — на княжеских печатях появляется образ всадника, в виде которого первоначально изображался покровительствующий князю (или его предкам) святой. В дальнейшем, начиная с Александра Невского, так стали символически изображать и самого князя (его оружие могло быть разным — копьё или меч; также встречались печати, на которых всадник вместо оружия держит сокола). В сюжетах этой группы печатей прослеживаются западноевропейские традиции их оформления — изображение правителя на коне. При этом на обратной стороне княжеских печатей Александра Невского присутствует совершенно новый сюжет — борьба с драконом — на ней помещался спешившийся и ведущий коня Феодор Стратилат, вонзающий копьё в открытую пасть поверженного дракона (змия)[6][7][8].